Спасение от свидетелей
НАЦИИ И РЕЛИГИИ
Алиса
ЯКОВЛЕВА
Спасение
от свидетелей
ЧАСТНЫЙ ОПЫТ
ХОЖДЕНИЯ В РАБСТВО
Нужно ли с ними бороться?
Как-то, перебирая в моем присутствии кипы бумаги на рабочем столе,
один екатеринбургский знакомый, преуспевающий бизнесмен, достал пачку религиозных
журналов в ярких обложках.
На мой изумленный взгляд смущенно пояснил: "Да вот, вручили...
Я год от них бегал, а тут что-то вдруг любопытство взяло, открыл-дай, думаю,
почитаю..."-"Ну и как?"-"Ну, вот и читаю понемногу..."
Убедить моего скептичного знакомого полистать религиозный журнал-это
был недюжинный подвиг, и я отметила в памяти название-"Сторожевая башня.
Возвещает царство Иеговы". Тогда, в 1998 году, в Екатеринбурге было всего
два собрания Свидетелей Иеговы.
Сегодня уже в Челябинске их около двенадцати.
Следующим "звоночком" от Свидетелей для меня стала встреча
с одноклассницей. Мы не виделись с ней более десяти лет.
Случайно встретив на улице, я второпях назвала ей свой адрес.
Через несколько дней она появилась у меня с прелестной, хотя и несколько
дичившейся чужих людей дочкой,но на все мои попытки завести нормальный человеческий
разговор, типа "где работаешь?" и "как живешь?",
отвечала уклончивым и приводившим меня в замешательство неопределенным мычанием.
"Вот возьми,-произнесла она наконец, вынимая из сумочки журналы со знакомым
названием,-почитай вот здесь это, и вот это..." Поразительным было то,
что даже на вопросы о ребенке (как здоровье, где учится, чем увлекается), на
которые нормальная мать рефлекторно реагирует оживлением мимики и кое-каким
комментарием, моя гостья невозмутимо давала какой-нибудь односложный ответ,
и тут же продолжала: "а вот в этом журнале особенно внимательно посмотри
первую главу..."
В тот вечер я вежливо приняла предложенные журналы, мельком их просмотрела
и выбросила в мусоропровод.
Почти год после этого бывшая одноклассница время от времени звонила
мне в дверь, просовывала очередную порцию журналов и исчезала. Попытки моего
мужа пресечь ее целенаправленные посещения ни к чему не привели-наша квартира
оказалась в ее секторе вербовки...
Месяца три назад, навещая старых друзей, я застала у них пару опрятно
одетых и важных людей, которые что-то назидательно вещали моей подруге, а та,
без пяти минут кандидат наук, внимала им, словно школьница.
Разумеется, это снова были они-Свидетели Иеговы.
Вначале я решила пойти по пути наименьшего сопротивления и написала
письмо бывшему однокурснику, а ныне священнику в одном из городов области.
Будучи человеком православным, я просила мнения ортодоксальной церкви
о Свидетелях и совета относительно противостояния им.
Ответа я не получила.
Впоследствии приходилось встречать людей, которые, смущенные агитацией
Свидетелей, пытались найти защиту и совет у православных священников, но то
ли делали они это неловко, то ли священники им попадались не те, но возвращались
эти бедные люди ни с чем.
Итак, очевидно, истину мне предстояло искать в одиночку.
Особенно трудно было спорить со Свидетелями по части догматики,
и, чтобы выдерживать диалоги, пришлось всерьез засесть за перечтение Библии.
Пообщавшись с разными людьми на интересовавший меня предмет, я,
с одной стороны, собрала массу рассказов о неких страшных вещах, которые якобы
вытворяли Свидетели Иеговы, с другой-получила описание просто ангелов во плоти,
безобидных барашков.
К тому времени, когда начался судебный процесс между этими безобидными
барашками и известной телекомпанией, я уже вовсю собирала материал "изнутри"
.
Я посещала собрания, книгоизучения, ощущая себя Штирлицем в тылу
врага, делала ежевечерние пометки о половозрастном составе известных мне общин
и изучала впечатляющую статистику.
Например, за 1999 "служебный год".
Или возьмем такие цифры: в 1879 году тираж "Сторожевой башни"
составлял 6000 экземпляров, а теперь во всем мире издается свыше 22000000 экземпляров
на 132 языках, причем на 121 языке журнал выходит одновременно.
При личных контактах со Свидетелями низшего и среднего звена я находила
обыкновенных милых людей, наконец-то обретших в нашем одиноком постперест роечном
мире идейное прежнее братство, смысл и светлую цель бытия.
"Разве это так страшно,-говорила я себе,-то, что люди обрели
свою иллюзию?
Все мы так или иначе находимся в плену дорогих и важных нам иллюзий.
Слава Богу, наконец нам официально даровано право их иметь-что закреплено и
законом о свободе совести.
И какая, в сущности, разница, в какую светлую иллюзию верит человек-о
гуманности и скорой победе демократии, или о вечном царстве Иеговы?"
Так стоит ли бороться со Свидетелями?
Дабы решить для себя этот неожиданно ставший принципиальным вопрос,
я отправилась на открытое судебное разбирательство иска Свидетелей к телекомпании
о якобы имевшей место клевете в их адрес.
Скажу честно: суд этот произвел на меня самое тяжелейшее впечатление.
И прежде всего от нашей по-прежнему всеобщей и жалкой беспомощности-до сих пор-перед
тоталитарным мышлением, тоталитарной психикой и идеологией.
Когда заслуженная труженица, ветеран, может быть, замечательная
бабушка нескольких внуков заявляла со святой убежденностью: "Не открывала
я даже этих журналов их всяких, грех же это, утянет тебя сразу в секту к ним,
я их и в руки-то брать боюсь, пакость такую... не знаю, что там, а только всякая
пакость нерусская... Взять бы автомат и так и перестрелять этих белогвардейцев..."
Понятно: в ней говорит не сознание христианина, но в ее лице просто одно
тоталитарное мировоззрение восстает против другого.
И я поняла также: бороться со Свидетелями нужно, как нужно противостоять
любому тоталитарному сознанию.
Методы агитации, контроля
и обработки сознания
организацией Свидетелей Иеговы.
Вспомните стандартный рекламный ролик по продаже любого товара,
потребление которого не вызывает очевидного для человека чувственного удовольствия.
Ну, например, стирального порошка или зубной пасты.
С чего он начинается? С того, что вас так или иначе, более или менее
откровенно, пугают: появится перхоть!!! Кариес!!! Невыводимые пятна!!! Известковый
налет!!! Усталость!!! Не вовремя вспотеете-и вас не примут на работу!!! Пропадет
желание!!! Затем, когда вас достаточно испугали в нужном направлении, вам предлагают
избавление от той напасти, о которой вы до последнего момента благополучно не
подозревали.
Именно этот трюк используют и Свидетели Иеговы: мы живем в особенное
время... оно-последнее... ты же хочешь спастись?
"На земле так много того, что приносит радость благодаря
нашим органам чувств: вкусная пища, мелодичное пение птиц, благоухающие цветы,
живописные пейзажи, приятные дружеские отношения!.. Неужели ты думаешь, что
наш Создатель хочет, чтобы мы умерли и потеряли все это? Не логичнее ли заключить,
что он хочет, чтобы мы жили счастливо и вечно? Теперь ты видишь, что может означать
для тебя познание о Боге" 3.
"Хотелось бы тебе получить в будущем эти благословения?
Для этого необходимо продолжать узнавать об Иегове и подчиняться его требованиям.
В этом тебе поможет посещение собраний Свидетелей Иеговы в ближайшем Зале Царства"
4.
Призывать спастись вас могут на улице, в транспорте, стучась в ваш
дом, терпеливо снося ваши объяснения о том, что у вас уже есть вера или что
вы убежденный атеист.
И даже если вы прямым текстом пошлете их подальше, они заботливо,
застенчиво и нежно сунут вам перед уходом в руку какую-нибудь брошюрку.
Если сомнения велики, вам, скорее всего, поначалу достанется невинная
книжечка о многообразии флоры и фауны или о вреде курения; только в финале ее
ненавязчиво прозвучит призыв спастись (спасти...) от всех напастей.
Расчет прост: рано или поздно, в ванной или в туалете, или даже
наклеивая обои, вы все равно что-нибудь пробежите глазами-просто из любопытства.
На этот случай в прессе Свидетелей предусмотрены все темы, которые
могут зацепить (и испугать-вспомним психологию рекламы) нормального человека:
рак и воспитание детей, любимые животные, страх старости ("Почему мы стареем?")-и
желание вечной жизни, спасения .
По поводу пресловутой "ненавязчивости" Свидетелей любопытен
приводимый в их же собственном журнале-притом с гордостью!-следующий эпизод.
"В Сальвадоре один человек, когда видел, что к его дому
направляются Свидетели Иеговы, привязывал перед дверьми дома злую собаку. Мужчина
ждал, пока Свидетели пройдут мимо, и забирал собаку обратно в дом. Нашим братьям
никогда не удавалось с ним поговорить. И вот однажды они попробовали действовать
иначе. Зная, что хозяину слышно то, что они говорят, они решили "проповедовать"
его псу. Они подошли к дому, поприветствовали пса и сказали, что им очень приятно
побеседовать с ним. Они рассказали о временах, когда на земле будет рай, не
будет злых и даже животные будут мирными. Затем они вежливо попрощались с псом
и стали уже уходить, как вдруг, к их огромному удивлению, вышел хозяин и извинился
за то, что никогда не позволял Свидетелям поговорить с собой".
Да, что и говорить, подобные методы могут сломить любую психику!
Пользуясь в жизни, апеллируя на судах правом свободы совести,
Свидетели начисто отрицают это право за другими.
Если я заявляю, что у меня уже есть вера, и я тверда в ней, или
же я имею твердые атеистические убеждения-то этим я декларирую мое право свободы
совести.
Но тоталитарная идеология не признает многообразия, не признает,
по выражению О. Хаксли, автора мощнейшей антиутопии "О дивный новый
мир!", человеческого права быть несчастным и не спастись .Тогда
как даже Бог изначально оставил за человеком это право.
Желание осчастливить всех, даже и насильно, вообще типично для
тоталитарных утопий."Люди так глупы, что их нужно насильно вести к счастью!"
-восклицал Белинский .
В общинах Свидетелей населенная территория (области, города, района,
квартала) разбита на сектора вербовки; каждый агитатор работает на своем поле
и регулярно отчитывается руководству, какие лица из его сектора охвачены спасительным
влиянием, при этом тенденция должна иметь во времени возрастающий характер.
-Их сильно наказывают, если они плохо вербуют,-говорила мне старушка,
чья дочь состоит в Свидетелях.
-Как именно?-интересовалась я.
-Ну, наказывают...- уклончиво мялась старушка. -Не буду
говорить, меня и дочь просила: мама, ты на суде много не говори, а то мне плохо
будет.
Скажу честно: у меня нет никаких доказательств, что Свидетелей при
низком проценте вербовки подвергают каким-то наказаниям в общепринятом смысле
слова.
Моя знакомая Свидетельница уверяла меня, что в таких случаях с ними
просто ведется дополнительная обучающая работа по усовершенствованию техник
агитации, но кто сказал, что эта "дополнительная обучающая работа"
не несет в себе психологического давления и наказания?
Важным методом воздействия является имидж Свидетеля как преуспевающего
человека.
Показательна в этом смысле Свидетельская пресса, где члены общины
выглядят как менеджеры престижной фирмы: безупречно элегантный костюм, папка
или "дипломат", американская улыбка на губах; в стиле АО МММ или компании
"Гербалайф" провозглашается: "Миллионы людей, став Свидетелями
Иеговы, улучшили свою жизнь".
Для тех, на кого не действует мотивация веры: "Хочешь в
Рай?", предусмот рен другой ход: давай просто читать Библию, вместе
обсуждать ее? Это же так невинно! Да, только знакомиться с Библией вы будете
очень своеобразно: сугубо по специальным пособиям Свидетелей Иеговы.
Если вы согласитесь изучать со Свидетелями Библию, вы будете
изучать не Библию, а соответствующие методички, пересыпанные выдернутыми из
контекста цитатами.
Для кого-то это, может быть, и проще. Одна девушка-Свидетельница
рассказывала мне, как в свое время, погрязнув в порочной жизни, решила исправиться
и почитать в этих целях Библию. И ни слова не поняла.
Пришла к православному батюшке, пожаловалась.
"А ты и не читай Библию-то, куда ты в нее полезла?! Все равно
ничего не поймешь!"-был ответ.
Этой заблудшей душе встретились услужливые Свидетели, все рассказали,
объяснили, прокомментировали.
Все стало ясно и спокойно. А сама-то бы когда еще поняла, для этого
же учиться бы пришлось, напрягаться, время и силы тратить, мучиться... А так-свет
и смысл просто и легко вошли в жизнь.
Но допустим, что вы имеете опыт чтения и кое-какого понимания Библии,
но желаете постичь ее глубже, и согласились изучать ее вместе со Свидетелями.
Мне приходилось беседовать с такими людьми.
Все они с первого же занятия страшно удивлялись непривычному прочтению
догматов и начинали спорить в меру своей эрудиции.
На случай спора у Свидетелей также имеются свои методы.
В зависимости от познаний и настойчивости собеседника, Свидетели
могут применить одну из следующих тактик:
- уход от темы в смежные с ней сюжетные линии, так называемое "забалтывание"
вопроса; в этих случаях не надо стесняться упорно возвращать Свидетеля, как
говорится, "к нашим баранам";
- забрасывание собеседника обильными и мутными цитатами;
- умолчание о некоторых неудобных для них фактах или прямая подтасовка.
Например, отстаивая свое представление о рае, в цитате из Евангелия
от Луки Свидетели ставят знак препинания не так как в оригинале (почти как в
"казнить нельзя помиловать" ). В Синодальном переводе Христос
обещает умирающему с ним рядом грешнику: "истинно говорю тебе, нынеже
будешь со Мной в раю", а в тексте Свидетелей: "Истинно я говорю
тебе сегодня: ты будешь со мной в раю".
Мне довелось однажды присутствовать при дискуссии православного
священника с одним из Свидетелей.
-Видели вы лично пресловутый перевод Макарием Библии, на который
ссылаются ваши руководители и который якобы используют?-спросил батюшка, и на
последовавшее молчание продолжил:-Нет? Правильно, потому что он находится в
редком фонде Российской Государственной библиотеки. Но я его видел. К тому переводу,
которым оперируют Свидетели, он не имеет ни малейшего отношения.
Высказать свой комментарий к этому спору не берусь по той же причине,
по которой промолчал батюшкин собеседник: не видела я сама этого Макариевского
перевода, как и большинство Свидетелей не видели.
И это, между прочим, тоже их метод:
- использование фактов, которые нельзя проверить,- методический прием,
хорошо знакомый профессиональным преподавателям: при изложении любой информации
задавать вопросик-а чем тебе конкретно, в твоей реальной жизни, может это
помочь? При этом оказывается, что изучение пророчеств Даниила демонстрирует,
что все они впоследствии оправдались, значит, Писание достоверно, и наверняка
исполнится вычитанное оттуда обещание счастливой вечной жизни в раю!..
Вообще для любого убеждения важна
- доступность- а у Свидетелей даже и примитивность приводимых примеров
и аргументов: "Представь себе двух мужчин, ремонтирующих машины. Потеряв
надежду устранить поломку, один из них бросает инструменты. Другой не спеша
исправляет неполадку, поворачивает ключ зажигания, и улыбается-двигатель завелся
и хорошо работает. Нетрудно догадаться, у кого из их было руководство по эксплуатации,
предоставленное заводом-изготовителем. Не логично ли, что Бог также предоставляет
нам руководство для жизни?"8 ; "Может быть, такое
случалось с тобой: ты купил какой-нибудь прибор, а потом вдруг обнаружил,
что он не работает. Предположим, ты вызвал мастера. Однако вскоре после того,
как он "устранил" неисправность, прибор сломался опять. Как обидно!
Это напоминает человеческие правительства" 9. "...предположим,
у вас есть компьютер, но один из его электронных файлов испорчен ошибкой (или
вирусом), внесенной кем-то в казалось бы хорошую программу. Это наглядно
показывает последствия того, что сделал Адам, когда намеренно не послушался
Бога, или согрешил. <...> С помощью специальной программы вы можете обнаружить
и удалить ошибку из файлов и из компьютера. Подобным образом человечество
получило от Адама и Евы "вирус", или грех, и чтобы искоренить его,
нам нужна помощь извне".
- ну и, наконец, еще один шикарный метод: псевдонаучность .
Брошюры Свидетелей пересыпаны примерами из области физики, истории,
биологии, археологии; пестрят заверениями в точности перевода с древнееврейского
и древнегреческого.
Предположим, важное для понимания православной догматики выражение
в Синодальном переводе звучит одним образом, а Свидетели переводят его иначе,
и, как они уверяют-и даже приводят лингвистический анализ,-точнее.
Это, несомненно, не может не подействовать на рациональных людей,
склонных доверять науке и доводам разума.
Но по этому поводу представитель Московского богословия спросил
меня:
-А вы умеете читать по-древнегречески или древнееврейски?
-Нет,-смиренно призналась я.
-А я вот достаточно свободно владею и древнегреческим, и древнееврейским,
и вижу, чего на самом деле стоит их "квалифицированный перевод" и
весь их лингвистический анализ.
Вообще, многое в структуре и методах деятельности Свидетелей заимствовано,
по большому счету, из системы сетевого маркетинга, к примеру, тот же культ корпоративного
братства. Впрочем, учитывая приоритет времени, скорее это сетевой маркетинг
многому научился у Свидетелей.
Казалось бы, торговать каким-нибудь "Цептером" или "Герблайфом"
не в пример выгоднее: товар реальный, его можно потрогать, съесть. А вот и не
правда, торговать нереальным, оказывается, не в пример удобнее: в невидимом,
далеком и прекрасном, гораздо труднее разочароваться...
История и структура организации
История Свидетелей начинается с 70-х годов позапрошлого столетия,
когда
"...в городе Аллегейни (в настоящее время часть Питтсбурга,
Пенсильвания, США) неприметная группа людей стала изучать Библию. Инициатором
был Чарлз Тейз Рассел. В июле 1879 года вышел в свет первый номер журнала "Сионская
Сторожевая башня и вестник присутствия Христа" на английском языке. Уже
к 1880 году из этой небольшой группы изучавших Библию появились десятки собраний
в ближайших штатах. В 1881 году было основано общество Zions Watch Tower Tract
Society, и в 1884 году оно был законно зарегистрировано. Президентом общества
стал Рассел. Позднее оно было переименовано в Watch Tower Bible and Tract Society
<...> К 1909 году дело приняло международный характер, и главный отдел
Общества был переведен в Бруклин (Нью-Йорк), где он находится по сей день".
В 1914 году в Лондоне родилось новое название-Международное Общество
Исследователей Библии. За свою деятельность в годы первой мировой войны
"Исследователи Библии испытали тяжелое преследование, высшей
точкой которого было незаконное тюремное заключение восьми братьев <...>
Однако в 1919 году братьев освободили и реабилитировали..."
Сатане, "Вавилону великому не удалось помешать Исследователям
Библии-как тогда назывались Свидетели Иеговы-...начать всемирную кампанию свидетельствования..."
К слову сказать, Свидетели чрезвычайно гордятся тем, что в разные
времена, при разных политических режимах, в частности, в фашистской Германии,
они подвергались преследованию. У Свидетелей написаны брошюры, сняты слезовыжимающие
фильмы о собственных великомучениках. Между тем на Западе взаимоотношения между
Свидетелями и фашизмом многие исследователи отнюдь не считают однозначными.
Хотя, по логике вещей, две тоталитарные идеологии действительно
должны были враждовать по причине жесткой конкуренции в борьбе за умы.
"Первый президент Общества Ч. Т. Рассел умер в 1916 году,
и в следующем году его преемником стал Джозеф Ф. Рутерфорд. Начали издавать
сопроводительный журнал к "Сторожевой башне" под названием "Золотой век". (Теперь
он называется "Пробудитесь!"; средний тираж каждого издания свыше 12000000 экземпляров;
издается более чем на 60 языках.) Стали уделять больше внимания свидетельствованию
по домам. Чтобы отделить себя от вероисповеданий христианского мира, эти христиане
в 1931 году приняли название-Свидетели Иеговы.
Президент Дж. Ф. Рутерфорд умер в 1942 году, и его преемником
стал Н. Х. Норр. Началась согласованная учебная программа. В 1943 году была
основана специальная школа для подготовки миссионеров-Библейская школа Сторожевой
Башни Галаад. Н. Х. Норр умер в 1977 году.
Одним из последних организаторских изменений, в котором он участвовал
перед смертью, было расширение Руководящей корпорации, находящейся во всемирном
главном отделе в Бруклине. В 1976 году административная ответственность была
разделена и поручена различным комитетам, в которые входят члены Руководящей
корпорации. Каждый из ее 11 членов (в 1993 году) уже более 50 лет участвует
в полновременной проповедни ческой деятельности. К 1993 году по всему миру образовалось
более 73000 собраний Свидетелей Иеговы".
"Руководящая корпорация ежегодно посылает своих уполномоченных
представителей в 15 или больше "зон" по всему миру. В каждом филиале имеется
комитет, включающий от трех до семи членов. Страна или территория, где находится
филиал, разделена на области, а они, в свою очередь, разделены на районы. В
каждом районе около 20 собраний.
Областной надзиратель периодически посещает районы своей области.
В каждом районе два раза в год проводятся конгрессы" .
Структура и порядки общества Свидетелей Иеговы вызывают в памяти
мир антиутопий Оруэлла и Замятина . В организации установлена
жесткая централизация, о демократии в смысле выборности нет и речи; все вопросы,
от идеологических до кадровых, решаются Руководящим советом (корпорацией).
"... зрелые и опытные мужчины-христиане назначаются старейшинами,
или надзирателями. Они смотрят за собранием и заботятся о его духовных нуждах.
Им помогают другие преданные мужчины-служебные помощники. Все эти мужчины не
получают... материального вознаграждения..."
За деятельностью низших надзирателей следят надзиратели более высокого
ранга.
В один прекрасный момент собранию может быть представлен новый старейшина
без всяких разъяснений относительно того, за что снят прежний.
Собрания Свидетелей проводятся три раза в неделю и напоминают политдоклад
по материалам последнего пленума ЦК КПСС.
Даже публичное выступление на собрании носит название не "проповедь",
а "доклад" готовится он на основе тезисов Руководящего совета, таким
образом, по всей планете торжествует единство: в один день читается один и тот
же смысловой текст, изучается повсюду одна и та же глава пособия, написанного
Руководящим советом, поется одна и та же песнь.
"Так, по раз и навсегда утвержденному регламенту, после
публичного доклада, длящегося 45 минут, в течение часа проводится изучение Библии
при помощи одной из специально предназначенных для изучения в собрании статей
из "Сторожевой башни".
Изучение проходит в следующем порядке: сначала читается вслух
абзац из "Сторожевой башни", затем руководитель изучения задает вопросы к материалу,
и желающие ответить поднимают руку. В один из дней недели проходят две другие
встречи, каждая по 45 минут. Первая-школа теократического служения.
В течение 21 минуты проводится специальное обучение, и затем
заранее назначенные учащиеся коротко преподносят учебный материал. После каждого
преподнесения руководитель школы дает совет, показывающий, как учащийся может
улучшиться. Следующая встреча называется "служебной". Она состоит из трех или
четырех частей, в которых обсуждается преподнесение благой вести по домам
и другие стороны проповеднического служения.
Еще одно еженедельное изучение проводится небольшими группами,
обычно в частных квартирах по всей территории собрания. Большинство собраний
проводят свои встречи в Залах Царства, построенных Свидетелями Иеговы".
В зависимости от масштабов выполняемой Свидетелем вербовочной работы
определяется его положение в иерархии общества:
Вербовщики, не прошедшие крещение, но утвержденные на собеседовании
со старейшиной, образуют низшую ступень-возвещателей.
Если им удалось первично заинтересовать вас, к делу подключаются
вербовщики более высокого уровня и квалификации.
Все члены собрания занимаются проповедью на добровольных началах
(неудивительно, что при таком распорядке на близких людей не остается ни времени,
ни сил, если только эти близкие не входят в братство Свидетелей-тогда за их
моральным и душевным благополучием следит не любящая жена и мать, а все собрание).
За деятельностью собраний присматривает разъездной надзиратель.
Надзиратели "оставили свою мирскую работу... и стали полновременными
служителями. Если они женаты, то обыкновенно их жены также участвуют в полновременном
служении вместе с ними".
Обычно 18-25 собраний составляют район, который посещает, или обслуживает,
разъездной надзиратель.
"Он посещает каждое собрание района примерно два раза в
год, а после двух-трех лет его назначают в другой район. <...> Районный надзиратель
проверяет духовное состояние собрания и его деятельность. <...> Общество
возмещает затраты разъездных надзирателей на переезд, а также дает им и их женам
небольшую сумму денег на карманные расходы. Ночлег и питание разъездному надзирателю
и его жене предоставляют обычно члены посещаемого ими собрания"
15.
Особую категорию образуют миссионеры. Они являются выпускниками
школы Галаад, прослушав пятимесячный курс которой, готовы к служению в другой
стране.
"Общество оплачивает переезд миссионеров на место назначения и заботится
о здоровой пище и скромных жилищных условиях в миссионерских общежитиях. Каждый
миссионер получает небольшую сумму на карманные расходы. С 1943 по 1993 год
Галаад выпустила 96 классов, в которых обучалось свыше 6 500 миссионеров"
.
На самом верху пирамиды находится Руководящий совет.
"Руководящая корпорация состоит из помазанных духом христиан
(в 1993 году-11 человек). Семь из них служат членами правления Общества Сторожевой
Башни. Руководящая корпорация руководит всемирной деятельностью Свидетелей Иеговы".
Каждый из членов Руководящего совета "провел около 50 лет или больше в
полновременном служении". На сегодняшний день в Руководящий совет входят:
К. Барбер, Дж. Барр, М. Хеншель, Г. Леш, Т. Ярач, К. Клейн, А. Шредер, Л. Суингл,
Д. Сидлик, С. Херд, С Летт, Г. Пирс, Д. Сплэйн.
Запомним имена этих мудрецов.
Дело в том, что большим заблуждением является думать, будто Свидетели
изучают Библию, как они сами то провозглашают: Библию изучает Руководящий
совет-и пишет для остальных членов своеобразные "методички" по
изучению.
В этих карманных методических пособиях излагаются последние выводы
и заключения Руководящего совета, сопровождаемые цитатами из Писания.
Подобная ситуация до смешного напомнила мне не то приснопамятный
Краткий курс истории КПСС, не то бесконечно меняющуюся линию партии, для оправдания
всех зигзагов которой неизменно находилась соответствующая цитата из писаний
Маркса и Энгельса.
О членах Руководящей корпорации предусмотрительно сказано, что они:
"...не вдохновлены Богом, и поэтому не безошибочны, но они
полагаются на безошибочное слово Бога...".
Однако "простым смертным" Свидетелям невозможно критиковать
высочайшие суждения и решения, и только сами Руководители могут со временем
признавать свою неправоту.
Причем это "признание ошибок" опять-таки удивительно сходно
с работой Министерства Правды в антиутопии Оруэлла "1984": по мере
объявления новой, "правильной" версии все упоминания о старой
тихонько изымаются.
Например, вам практически не удастся найти журналы 20-30-летней
давности. Поэтому доказать, что Свидетели Иеговы несколько раз объявляли конкретную
дату "конца света", а потом, в связи с его ненаступлением в положенные
сроки, переносили ее, практически невозможно.
Чем активно пользуются Свидетели, подавая на журналистов в суд за
"клевету". В последнее время Свидетели стали крайне осторожны, и дат
грядущего конца больше не называют.
Вообще, организация Свидетелей Иеговы-это огромное государство.
Это транснациональная компания, владеющая собственными типографиями, фермами,
зданиями, студиями, научно-исследовательскими лабораториями, зонами отдыха,
пищевыми комбинатами...
И это-лишь та часть, которую Свидетели сами открывают о себе в своих
агитационных фильмах.
Неудивительно, что, имея все это богатство, Свидетели могут позволить
себе обходиться без обязательных членских взносов, а также снабжать своих агентов
бесплатно методической литературой и иногда-личными вещами second hand в качестве
гуманитарной помощи.
Кстати, все ли денежные средства работают только в рамках империи
или вкладываются куда-то еще, и кто управляет финансами, предприятиями?..
Те же одиннадцать престарелых-судя по всему-членов Руководящего
совета?
Или, может быть, миссионеры?
Так или иначе, Свидетели-это мощная экономическая и идеологическая
империя, на самом нижнем этаже которой находятся подвижники с брошюрками в руках.
Нижний ее этаж работает бесплатно и бескорыстно, выполняя все, что
требуется, в надежде заслужить спасение, обещанное мудрым Руководящим советом.
А вот говоря о "верхних этажах", ловишь себя на серьезном
сомнении по поводу бескорыстности их навязчивого желания нас спасать.
Вы когда-нибудь слышали о каких-нибудь акциях милосердия, организованных
Свидетелями Иеговы-ну, например, о постройке госпиталя или школы для детишек
из бедных семей, открытии приюта для бездомных, раздаче бесплатных обедов
нищим?..
Я-нет.
И даже в Свидетельской прессе ни слова не упоминается о подобных
делах и ничего не призывается в этом направлении делать.
И если богатейшая империя не уделяет ни гроша буквальному спасению
человека, даже не призывает это делать (в бессмертие души Свидетели не верят,
так что, по их логике, земная жизнь имеет чрезвычайную цену), то после этого
мне лично трудно поверить, что они тратят огромные деньги на пропаганду и вербовку
новых членов совершенно бескорыстно.
Кому выгодно расширение организации?
В чем эта выгода?
Посмотрим, сумеем ли мы понять это из разбора догматики общества.
Но прежде сделаем еще одно замечание.
Говоря о том, что деятельность Руководящей корпорации никак не контролируется
"простыми смертными", мы забыли добавить, что закавыченное выражение
следует понимать буквально.
В отличие от большинства населения земли-простых смертных
-членов Руководящего совета, оказывается, ждет совсем иная участь.
Догматика
У Бога много определений, раскрывающих его суть: Всевышний,
Сущий, Создатель, Всемогущий, Всеблагий, Ревнитель, и так далее.
Свидетели один из самых распространенных эпитетов-"Сущий",
"Причиняющий быть",взятый в неточной транскрипции с древнееврейского,
сделали именем собственным-Иегова.
"В битве Армагеддон Бог уничтожит теперешнюю злую систему
вещей... Мы живем теперь в "последние дни"... Ад-общая могила человечества.
Надежда для умерших-воскресе ние".
"...Бог воскресит к жизни миллионы умерших... Если эти люди
будут выполнять Божьи требования, то будут вечно жить на земле. Если нет-будут
навсегда уничтожены..." .
В этот период всеобщего воскресения править миром будут Христос
и его верные цари и соправители .
Не правда ли, нетрудно догадаться, кто окажется в их числе?
Да, их будет несколько больше, чем членов Руководящего совета, но
не волнуйтесь-Руководящий совет туда войдет полностью, ибо они-праведники и
обладают небесной надеждой (у рядовых Свидетелей надежда-"земная").
"Прежде будут искуплены от земли 144000 мужчин и женщин,
которые избираются с первого века до нашего времени, чтобы стать наследниками
Христа в небесном Царстве"
"Небольшое число мужчин и женщин воскреснет к жизни на небе.
Там они будут править с Христом как цари и священники... Небесное правительство,
состоящее из Иисуса Христа и его 144000 соправителей, постепенно приведет послушное
человечество к первоначальному совершенству..."
Кое-кто из этих избранных тысяч еще ныне живет на земле и, конечно,
возглавляет единственно верную Богу общину: "Свет Иеговы льется на его
служителей-остаток помазанников..."; "Помазанный остаток с мужеством
льва обличает ложную религию <...> Он взял на себя руководство в сборе "великого
множества людей... из всех племен, и колен, и народов, и языков".
Из следующих предложений становится окончательно ясно, что под помазанным
остатком подразумевается "небольшая группа еще живущих помазанных Свидетелей
Иеговы", тогда как великое множество простых Свидетелей "с
беззаветной преданностью поддерживает своих помазанных братьев, следуя их руководству
в проповеди благой вести".
Ничего до боли знакомого не напоминает?
Очевидно: названия идеи Царства Божия на земле могут быть разными-в
том числе и "коммунизм". Суть тоталитарного сознания от перемены имен
не меняется.
Стоит ли удивляться тому, сколь стремительно растут ряды поклонников
тоталитарных сект в нашей стране?
При этом, если верующие религиозно поклоняются политической
идее, то секта, соответственно, будет политической, и она может даже называться
партией; ведь и Свидетели Иеговы называют себя церковью и всячески открещиваются
от слова "секта".
Однако изжить сектантскую психологию, гораздо сложнее, чем просто
поменять Центральный комитет на Руководящую корпорацию.
Примечательно, что церковь-что католическая, что православная-давно
отказалась от соблазна размышлять об устроении Царства Божия на земле.
Для Свидетелей же Иеговы Царство Божие-центральный пункт веры.
Их религия начинается с рассказа о потерянном Рае, в котором Бог,
де, изначально замыслил счастливую вечную жизнь для человечества.
При этом поклонников Иеговы не смущает недвусмысленно записанное
в Библии опасение Бога о том, что люди могут начать жить вечно (Бытие, 3:22-24),-опасение,
непосредственно предшествовавшее изгнанию из Рая.
Впрочем, мы уже говорили, что с Писанием Свидетели обращаются достаточно
вольно.
В Свидетелях Иеговы прежде всего бьется жадное желание жить вечно,
во плоти. Главной "завлекалочкой" их агитаторов являются лозунги и
броские заголовки, подобные следующим: "Замечательная перспектива! Вы
тоже можете жить вечно!" .
Косвенным подтверждением о неоднократно намечавшихся датах "конца"
может являться тот факт, что:
"...с 1918 года во многих местах читался доклад на тему:
"Миллионы теперь живущих никогда не умрут!" <...> В 1923 году подробное рассмотрение
притчи Иисуса об овцах и козлах в Матфее 25:31-46 показало, что перед Армагеддоном
праведные люди, не предусмотренные для небесного Царства, также приобретут одобрение
Бога и переживут Армагеддон" .
"Во время Тысячелетнего Правления Иисуса верные люди станут
совершенными, а земля превратится в рай".
Как убеждены Свидетели, Иисус уже начал править на небе-а именно
с 1914 года.
Дата эта высчитывается на основании пророчества Даниила о том,
что "времена язычников" будут продолжаться "семь времен"
(Даниил 4:20-22). Начало этому периоду положило падение Иерусалима в 607 году
до новой эры. В Откровении (12:6, 14) сказано, что три с половиной времени равняются
1260 дням; следовательно, семь времен составляют 2520 дней.-"Но по истечении
такого короткого промежутка времени ничего особенного не случилось. Однако,
применив к пророчеству Даниила принцип "день за год" и отсчитав 2520 лет от
607 года до н. э., мы приходим к 1914 году н.э." Итак, "эти дни-последние!""
Став Царем, Иисус изгнал с неба Сатану и его злых ангелов в пределы
земли.
Вот почему с 1914 года положение на земле крайне ухудшилось.
Неоспоримыми признаками скорого конца являются: невиданные войны,
голод, эпидемии, растущее беззаконие, уничтожение земли, землетрясения, непомерная
любовь к деньгам, непослушание родителям, любовь к удовольствиям более сильная,
чем любовь к Богу, отсутствие любви к добру, пренебрежение к надвигающейся опасности,
всемирное проповедование Царства Бога, отвержение насмешниками доказательства
последних дней.
Пытаться спорить со Свидетелями по поводу этих "признаков"
безнадежно.
Вы можете сколько угодно приводить в пример Тридцатилетнюю или Столетнюю
войны, опустошившие в свое время целые страны, эпидемию чумы, унесшую в XVI
веке треть населения Европы, ворчание каждого нового поколения о "порче
нравов" и "растущем беззаконии" и т.д. Большинство рядовых Свидетелей подобных
фактов просто не знает-о них не написано в указаниях Руководящего совета (и
это еще одна общая черта рядовых Свидетелей-низкая общая эрудиция).
Вы можете сколько угодно рассуждать о том, что за последние века,
в сравнении с жестокостью древности и средневековья, нравы реально смягчились,
появились понятие и некоторые гарантии "прав человека", стандарты
международ ного права и т.п. Что наряду с оружием массового поражения изобретено
множество вещей, облегчивших и гуманизировавших жизнь...
Но зачем все эти аргументы людям, которые боятся смерти и желают
жить вечно?
Их девиз: "Спасайся!" Или, иначе:
"Узнай факты и действуй! Как ты отнесешься к тому, что мы
живем в последние дни? Только подумай: если надвигается разрушительный ураган,
мы без промедления принимаем меры предосторожности. Мы ясно видим, что живем
в последние дни существования мировой системы. Это должно побудить нас предпринять
любые изменения, необходимые, чтобы получить благоволение Бога..."
Другим существенным принципом учения Свидетелей является понимание
души как жизни, жизненной силы, которой наделены как человек,
так и животные.
Следовательно, при смерти живого существа душа умирает; точнее говоря,
получается, что и души-то как таковой нет, а есть жизнь, смерть и в перспективе-воскрешение
во плоти для жизни вечной в Раю.
Картины Рая, называемого в отдельных брошюрах "светлым будущим",
впечатляют. С ними могут, наверное, соперничать только картины научного коммунизма.
"Преобразование огромных пустынь и засушливых областей приведет
к колоссальному увеличению плодородных земель. Безработица будет навсегда устранена
и тоже станет делом прошлого. Все будут наслаждаться плодами своего труда...
Представь себе мир, в котором все болезни и физические недостатки
будут излечены! Пожилые люди постепенно станут совершенными мужчинами и женщинами,
будет абсолютно мирное и гармоничное общество, не знающее преступлений, предрассудков
и ненависти, общество, не знающее политических разногласий и войн.
Глобальный мир в раю будет дополнен восстановлением гармонии
между людьми и животными. Благодаря своей мощной познавательной способности
совершенный человечес кий мозг будет в состоянии вечно впитывать информацию.
Представь себе удовлетворяющий и испытывающий все способности
труд, который предстоит нам в области строительства, архитектуры ландшафта,
садоводства, педагогики, искусства, музыки и во многих других сферах! Лицам
же, которые восстанут против справедливого правления Бога, не позволено будет
продолжать жить и омрачать мир и радость других.
Они получат неблагоприятный приговор" .
Если вас слегка смущает вопрос, как на этой земле поместятся
и прокормятся: а) все воскрешенные во плоти хорошие люди, начиная от Адама;
иб) все вновь рождаемые от этих праведников дети (ибо рай предусмотрен, чтобы
плодиться и размножаться), то на этот счет у Свидетелей есть несколько предположений:
а) поумневшие к тому времени люди что-нибудь придумают; б) Бог сотворит какое-нибудь
чудо; в) в конце концов, вполне возможно предохраняться от нежелательной беременности
.
Художественные иллюстрации грядущего рая напоминают плакаты советского
времени, а названия некоторых статей в свидетельской прессе словно позаимствованы
из старых передовиц газеты "Правда" ("Многонациональная бригада
выполняет важную работу"32 ).
Из-за мистического отождествления души и жизненной силы Свидетели
отказываются от переливания крови. Всячески бичуя официальную церковь за унаследованные
ею остатки язычества, Свидетели забывают об языческих корнях собственных представлений
о крови как носительнице жизненной силы, без которой не будет воскресения. В
стихе Деяний апостолов, на который при этом ссылаются Свидетели, рекомендуется
лишь "воздерживаться" от "оскверненного идолами, от блуда, удавленины
и крови" (Деяния, 15:20, 28, 29).
Важным догматом Свидетелей является непризнание божественной природы
Христа: Иисус признается первым творением Бога, совершенной духовной личностью,
наряду с ангелами, и именуется "Господом нашим". Именно так якобы
именовали Христа еврейские пророчества, а затем апостолы.
Вместе с тем в одном из комментариев идеологи корпорации проговариваются,
что в еврейских писаниях слова "господь" и "бог" употреблялись
как синонимы.
Но подобные нестыковки рядовыми Свидетелями не замечаются-для этого
нужно иметь элементарную смелость подумать самостоятельно, тогда как тоталитарному
сознанию чужда всякая критичность мышления.
Свидетели не признают многих распространенных праздников, зачисляют
в пережитки язычества Новый год и Рождество...
Делая это, они сознательно выпадают из общей культурной традиции
человечества, где смешаны и сварены в едином котле предрассудки, прозрения и
духовный опыт.
Две тысячи лет жизни человечества прошли мимо них. Они не участвуют
в политической борьбе и декларируют свою аполитичность.
Но спросите-ка их как-нибудь с нарочитым вызовом: "Ведь политика-это
сфера власти. Разве ваши цари-в том числе нынешние реальные люди из Руководящего
совета-не будут править и карать непокорных? Разве у них не будет аппарата власти?
Должен быть, иначе бы Иисус и один справился с "управлением". Видимо, ваши "цари"
и будут возглавлять этот властный аппарат. Как же говорить после этого, что
Свидетели вне политики?! Они именно и борются за власть; и даже термины употребляют
политические-"небесное правительство", теократия...""-уверяю вас,
вы вполне насладитесь замешатель ством собеседника: подобные крамольные мысли
ему просто не приходили в голову ввиду полной отвычки думать самостоятельно.
Впрочем, любого человека, попавшего в стан Свидетелей, размышлять отучают очень
быстро.
Система встреч и "книгоизучений" построена по принципу
слепой зубрежки.
Текст разбивается на абзацы, и к каждому абзацу предлагается смысловой
вопрос: "Вася уехал в лес за дровами"-"Куда и зачем уехал Вася?".
После часа подобных интеллектуальных упражнений нормальный человек
начинает необратимо тупеть, а самое главное-ощущает усталость воли. Уже нет
сил возражать, чем-то интересоваться и о чем-то спорить...
Чтобы не быть голословными, приведем реальный пример смыслового
вопроса. "Бог хочет, чтобы ты был счастлив и жил в прекрасных условиях,
в прекрасном окружении. Это не только лишь мечта, Бог предлагает тебе ключ к
счастливому будущему". Вопрос: "Что для тебя желает Создатель?"
В таком состоянии любое утверждение, разумеется, воспринимается
некритично, помня о том, что Свидетельское руководство в процессе изучения Библии
понимает истину все глубже и глубже.
"Идут годы, и Иегова продолжает давать нам более точное
понимание истины и своего пророческого слова... В последние годы мы поощрялись
снова..."
Учитывая методы их обращения с устаревшими истинами, кто может дать
мне гарантию, что завтра мудрый Руководящий совет не вычитает из Писания призыв
начать строить царство Божие здесь и сейчас, своими руками, полагаясь на заботливые
указания ныне живущих "царей и соправителей"?..
Это, кстати, будет вполне логичным итогом деятельности утопического сознания...
Стиль мышления (менталитет)
Свидетелей
Больше всего поражает в Свидетелях совершенно неприличный для религиозного
движения рационализм и механицизм.
Иегова в их трактовке похож скорее на хитрого механика, в одном
из пособий он прямо называется "Великим Конструктором".
"Во всем мозге взрослого человека примерно один миллион
миллиардов нейронных соединений, то есть 1 с 15 нулями. Способен ли Творец не
только сосчитать эти соединения, но и воссоздать их? В одной энциклопедии указывается,
что количество звезд во Вселенной составляет 200 миллиардов, или 2 с 20 нулями.
Творец знает названия всех этих звезд (Исайя, 40:26). Значит, ему вполне по
силам вспомнить и воссоздать нейронные соединения, образующие воспоминания и
чувства людей, которых он решит воскресить" .
Чудо для Свидетелей-не божественное взрывание закономерностей, и
в силу этого-атрибут Бога, а лишь пока еще неоткрытый нами закон:
Представьте, предлагают Свидетели, что вы перенеслись во времена
Дэвида Юма и рассказываете ему, "что бизнесмен из Гамбурга может разговаривать
с кем-то, кто находится за тысячи километров от него, в Токио, и при этом даже
не повышать голоса; что по всей земле можно смотреть прямую трансляцию футбольного
матча, который проходит в Испании..." Можете себе представить реакцию Юма?
"Это невозможно! Такие удивительные события никогда не происходят в наши
дни!" И все же такие "удивительные" события происходят в наши
дни. Почему? Потому что, используя научные принципы, о которых Юм не имел ни
малейшего понятия, человек изобрел телефон, телевизор, самолет. Так ли уж трудно
поверить, что в прошлом Бог каким-то до сих пор непонятным нам образом иногда
совершал дела, которые на наш взгляд кажутся чудесами?"
Примечательно в приведенном отрывке признание, что поверить для
Свидетелей сложнее, чем познать. Действительно, если для религий в обычном нашем
понимании ключевым понятием является вера, то для Свидетелей это-позна ние.
"Познание-защита". "Познание ведет к вечной жизни".
"Если ты хочешь жить в Раю, ничто не должно помешать тебе получить знания
о Боге".
Бога можно познавать разумом через его Слово, полагают Свидетели:
"Великий Конструктор открывается людям".
Напомним, что для ортодоксальной церкви путем к Богу являются, прежде
всего, Вера и Чувство, а потом уже (и лишь в ограниченной степени) разум.
Еще одна ключевая посылка ортодоксальной церкви заключается в представлении
о принципиальном неравенстве Бога и человека; невозможно последнему постичь
Бога.
Есть вещи, которые человеку по его природе не под силу знать или
вынести-оттого и удалили его из сада вечной жизни и познания добра и зла.
Свидетели же убежденно заявляют: "У Иеговы нет от нас принципиальных
тайн, он открывается нам бесконечно". Возможности человеческого разума,
таким образом, видятся Свидетелям безграничными. От познания-от разума и по
соображениям разумности, целесообразности подчинения Богу-должна родиться мораль,
моральное поведение.
В самом деле, ты же хочешь спастись! Следовательно, познай правила
игры! И даже сейчас, пока конец существующей системы вещей еще не наступил,
ты все равно можешь извлекать из Библии пользу:
"Познание о Боге может уже сейчас приносить тебе пользу.
В Библии есть ответы на самые глубокие и волнующие вопросы нашей жизни. Если
ты примешь ее руководство, то сможешь развить дружбу с Богом. А это огромное
преимущество! Ты никогда не пожалеешь о том, что захотел приобрести познание
о Боге, ведущее к вечной жизни".
Итак, не более и не менее, как "дружба с Богом".
Но не предполагает ли дружба прежде всего равенства между персонами?
Гордыня и тщеславие разума-страшный соблазн.
[Наверх]
[Обсудить в форуме]
[Главная страница]
|