Забавы зауральского Чикаго
ВРЕМЕНА И НРАВЫ
Альфия
КАСИМОВА
Забавы зауральского Чикаго
ДОСУГОВАЯ ЖИЗНЬ
ЧЕЛЯБИНСКА
НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ веков
Челябинск можно смело назвать-"город, который смеется".
Это, конечно, не добродетельный смех Вены, не задорный смех Парижа, это, пожалуй,
даже не смех, а скорее какая-то гримаса, но гримаса веселая. Это гримаса хулигана,
у которого появились деньги.
В.Н. Гартвельд.
"Каторга и бродяги Сибири".
Идея приятного времяпрепровождения так же стара, как идеи
демографического роста, войны-мира, красоты, спасающей мир. Страсть человека
к игрищам и забавам неисчерпаема, потому что в процессе игры Homo ludens ("Человек
играющий") имеет прекрасную возможность моделировать собственное пространство
и создавать свой маленький мирок.
Слово "досуг" в определении В. Даля означает "незанятое
время, гулянки, гулячая пора, простор от дела". В советское время досуг
фиксировался как "часть нерабочего времени, которое остается у человека
после исполнения непреложных производственных обязанностей". Таким образом,
досуг есть время, заполняющееся свободным времяпрепровождением. Следовательно,
как расходовать это свободное время? Человечество на сегодняшний день решает
этот вопрос двумя путями: по-эпикурейски, живя в удовольствие и ради удовольствия,
или используя свободное время, чтобы "кое в чем воспитаться, кое-чему учиться",
как писал скандинавский культуролог И.Хейзинга. Так благодаря этому появились
все известные прекрасные искусства.
В конце XIX века досуг превращается в профессию и бизнес.
На отдыхе людей можно было хорошо заработать. Больше всех в этом преуспели наши
челябинские бизнесмены. Недаром город окрестили "Зауральским Чикаго"
не только из-за экономического роста, но и из-за нравов местной публики. Объективным
показателем этого был уровень забав и развлечений челябинцев.
1
Представители коммерческого мира, "денежные тузы" предпочитали
проводить свободное время в кафешантанах и ресторанах, где под приятную оркестровую
музыку можно было отдохнуть и душой и телом. Фактически все крупные южноуральские
города захлестнула так называемая "шантанная культура". Кафешантаны
устраивались в самых благоприятных для глаз общественных местах: парках, садах,
уютных местечках. В Челябинске шантан располагался на острове реки Миасс. Непременным
атрибутом этих заведений были "рабыни веселья", или проститутки.
Согласно официальным данным (Первая перепись населения Российской империи 1897
г.) "рабынь веселья" в Челябинске насчитывалось 40 человек, но на
самом деле их было гораздо больше, и с каждым годом число увеличивалось. Это
объяснялось превращением города в крупный торговый мегаполис. А проституция-болезнь
больших городов. На эти безобразия с возмущением жаловалась добропорядочная
часть публики, требовавшая закрыть шантаны. Но господа гласные городской думы,
как сообщала "Оренбургская жизнь" в ? 11 за 1914 г., предпочли проголосовать
за шантаны-"быть может, действительно приятнее, изредка и тебя пощекочат
какой-нибудь пикантной штучкой", которые, кстати, приносили еще и неплохую
прибыль. Например, только за расходы на электричество в шантанах поступало в
городскую казну более 4000 тысяч рублей в год.
2
Другими формами развлечений были клубы. В Челябинске действовало
два клуба-городской и железнодорожный. Городской располагался на улице Скобелевской
в доме Ростова (западная часть улицы Коммуны). Как же развлекались в
клубе? В основном танцы, карты и еще раз танцы. Причем танцы в провинции были
особенной манеры. "Кавалер, стараясь держать бюст и голову неподвижно,
ногами стремится выделывать самые невозможные выкрутасы... Дама должна как можно
сильнее трясти боками, подперши их руками, или сложить руки на груди а la Наполеон...
едва переставляя ноги и зевая со скучающим видом по сторонам", -писала
А. Нечаева в "Челябинских впечатлениях". Клубы находились под
защитой вооруженной охраны на случай беспорядков и ограбления. В 1904 году пять-шесть
предприимчивых вооруженных граждан в классической манере дикого Запада ворвались
в клуб и отняли у игроков все деньги и опустошили кассу. Вообще, челябинцы без
револьверов в развлекательные места и просто на улицу не выходили. По числу
преступлений в 1907 году наш город вышел на первое место в губернии. Возможно,
это было связано с тем, что здесь находился распределительный пункт для ссыльных
(в основном уголовных), а может, из-за чрезмерного употребления спиртного. Журналист
Виктор Весновский в 1909 году в справочнике "Весь Челябинск и его
окрестности" сообщает, что "в 1908 г. из городских казенных винных
лавок продано вина 49.376 ведер на сумму 402.576 р. 91 к.; из винных лавок Никольского
поселка (близ вокзала) продано 39.720 ведер на сумму 725.152 р. 40 к.; в городе
и слободах имеется 6 пивных складов и до 70 пивных заведений, 4 ресторана и
несколько трактиров". Для города с населением более 60 тысяч человек это
совсем не мало. Конечно, пьянство было общенациональной бедой, и с ним
пыталось бороться и правительство, и муниципалитеты, создавая комитеты попечительств
о народной трезвости. В городе комитет располагался в созданном им же Народном
доме (ныне ТЮЗ). В Народном доме размещались библиотека, чайная, зрительный
зал для спектаклей и "туманных картин", проводились танцевальные и
музыкальные вечера. Главной целью попечительств было ограждение населения от
злоупотребления крепкими напитками. Но денег для поддержки благотворитель ных
мероприятий как всегда не хватало. Здания были непригодны и нуждались в ремонте.
Более всего удавались беседы с "туманными картинами", наименее-чайные,
которые посещали приезжие ради дешевого чая. Несмотря на эти трудности, комитеты
действовали и пытались занять свободное время горожан.
3
Новым видом развлечения в конце XIX века стали синематографы, носившие
практически во всех городах одинаковые названия: "Кокс", "Люкс",
"Фурор", "Синемо", "Аполло", "Модерн"
и так далее. Ученик-поэт того времени-вот что написал о посещении кинематографа:
Куда ни пойду, куда ни пойду,
Я вечно унылый к "Модерну"
спешу,
И там ждет меня светлый,
обманчивый сон,
В ушах раздается шаляпинский
звон.
(С тех пор мало что изменилось. Челябинские коммерсанты все так
же сохраняют приверженность к красивым и непонятным иностранным названиям своих
заведений: если уж кафе-так непременно "Ланч-Росс"; если уж кинотеатр
-то непременно "КиноМАКС" .)
Репертуар состоял из разнообразных картин: "Мазепа", "Добывание
серы в Сицилии", "Счастливая подкова", "Женщина-бык".
Сеансы кинематографа с первых дней своего рождения стали пользоваться бешеной
популярностью. В 1910 году только в Челябинске действовало восемь кинематографов.
Все они располагались во временно арендуемых зданиях: в Народном доме, Общественном
собрании, клубах. Самым известным был кинотеатр "Люкс" на Уфимской
улице, сейчас там располагается кинотеатр "Знамя".
Новый вид искусства с первого дня своего рождения находился под
пристальным вниманием властей. Например, в 1915 году в Челябинске был закрыт
кинотеатр "Модерн", потому что личность императора была "искажена".
4
Излюбленными местами для летних развлечений были общественные сады
и купальни, зимой-катки и снежные горки. О том, что уральские озера целебны,
известно давно, но никаких курортов, лечебниц тогда не существовало.
Из городских праздников, кроме традиционных гуляний на Масленицу
и Пасху, были официальные, устраиваемые по случаю разнообразных юбилеев: 100-летия
со дня рождения А. С. Пушкина (1899 год), 10-летия посещения Оренбурга
императором Николаем II (1901 год), 100-летия Бородинской битвы и Отечественной
войны 1812 года (1910-1911 гг.) и так далее.
Из других забав и развлечений был цирк на Южной площади (площадь
Революции), спектакли и, конечно, гастроли. Столичные знаменитости не объезжали
город стороной. Дореволюционная газета "Голос Приуралья" сообщает,
к примеру, что 25 марта 1913 года в Народном доме проходили гастроли артиста
Императорских театров, премьера Мариинской оперы А. Давыдова , а 23 апреля
на той же сцене выступал знаменитый бас Санкт-Петербургской Императорской оперы
Л. Сибиряков . Безусловно, главную роль в частых визитах столичных знаменитостей
сыграла железная дорога, соединившая Челябинск с центром.
Очень успешно действовали в городах любительские театры, благотворитель
ные концерты, танцы и лотереи. Учредителями этих мероприятий были разного рода
благотворительные общества, школы, училища, собирающие средства для "вспомоществования"
бедным студентам и учащимся или просто для собственной финансовой поддержки.
Совершенно иным был досуг на окраинах городов ("слободках"),
где проживали чернорабочие и мещане-земледельцы. По воскресным и праздничным
дням здесь происходили кулачные бои, "стенка на стенку" и пр. И в
редкий праздник в городскую больницу не поступали "слободские" с проломленной
головой, переломами или ножом в животе, что показывало, как "развлекается"
окраина.
Такова картина досуговой жизни провинциального города в конце прошлого
столетия. Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Да, конечно, теперь больше театров,
кинотеатров, клубов, предлагающих развлечения на любой вкус и кошелек. Как и
раньше, тихую жизнь провинции нарушают заезжие гастролеры, традиционно мы гуляем
на Масленицу и Пасху. И по-прежнему, как в былые времена, с нетерпением ждем
одного-"хлеба и зрелищ".
[Наверх]
[Обсудить в форуме]
[Главная страница]
|