Сергей ЛЕГОТИН. Дворовое детство
ОБЩЕСТВО
Сергей
ЛЕГОТИН
Дворовое детство
СВОБОДНОЕ
ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ
И ДОСУГ
Мы продолжаем прививать психоаналитическую розу
нашему челябинскому дичку. В прошлом номере "г" известный душелюб
и фобиовед земли южноуральской Сергей Леготин уже обозначил круг комплексов
и проблем, связанных с особенными процессами, протекающими в коллективном бессознательном
нашего города. И сделал это на примере спектакля театра кукол с симптоматичным
названием "История болезни".
К своей второй попытке изучения коллективных тел уральского
разлива Сергей Леготин подступает с совершенно иного ракурса, пытаясь осмыслить
специфику детских игр. Понятно, что все мы родом из детства. Именно поэтому
симптомы и синдромы, заложенные в нас в милом возрасте, потом превращаются в
непреодолимые китайские стены. Казалось бы, какой пустяк-детская эротическая
игра в "больничку". Однако не зря говорится, что именно игра для ребенка-способ
освоения мира. Скольких неврозов, поломанных судеб и разбитых семей можно было
бы избежать, если "в свое время" серьезно отнестись к несерьезным
занятиям уличных игротек. Впрочем, об этом лучше всего расскажет сам исследователь.
* * *
Как известно, умело организованный отдых-интересные развлечения,
забавные игры-хорошая зарядка для плодотворной учебы и работы. Будь то занятия
на свежем воздухе, в классе или спортивном зале.
Массовые подвижные мероприятия, считается, укрепляют организм, дарят
закалку и выносливость, развивают ловкость, воспитывают коллективизм.
Соответственно, интеллект дают шахматы и шашки. Литературные викторины
и шарады расширяют, очевидно, кругозор, а духовное здоровье обеспечивается безмятежным
играми типа "Ручеек" и "Солнышко-ведрышко".
* * *
Классическая педагогика с успехом освоила элементы, приемы и формы
такой игровой деятельности.
Основным принципом в них работает организационность и ролевизм,
а общей характерной чертой является известная подчиненная зависимость участников
от условностей и правил игры, нередко-и от самого взрослого затейника, ориентирующего
досуг.
Не ставя под сомнение необходимость контроля и распорядка в детском
воспитании, следует отметить, что набором методик и апробированных программ
последнее не исчерпывается.
Остается вне внимания собственно детское, а значит, остается в целом
и частностях непонятной психология ребенка.
Психология, где индивидуальность и ситуативность имеют решающее
значение.
Исследуя проявления детской активности, не стоит категорично разделять
культуру на ту, где все "так чинно и благородно" и где она напрочь
асоциальна. Однако очевидно, что отличие все же есть, его суть-в индивидуальности
ребенка, инициативе, ситуационном разрешении, как правило, личной проблемы и-в
достаточной независимости творца игры от старшего, родителя или воспитателя.
Думается уместным обозначить такого рода бытования свободным времяпреп
ровождением и досугом.
КОНТАКТ С ПРИРОДОЙ
Освоение ребенком внешнего пространства начинается с созерцания
и осторожного взаимодействия с ним. Любой объект живой и неживой природы стимулирует
ребенка к диалогу. Душевные переживания рождают новые, нередко таинственные
и могущественные, образы.
Образы зачаровывают, даря эстетическое наслаждение, а после развивают
мышление, приспосабливая осмысляемые предметы качественно и утилитарно.
Так, аэромысли возбуждает врямяпрепровождение с плодами дерева клен
(Aser)-по своему виду типичные плоскости летательного аппарата, пропеллеров
или крыльев. Собранные в большом количестве, они бросаются с высоты. Наблюдение
за парением кружащихся вертолетиков доставляет неописуемую радость. Особо хорошо
летят двукрылатки явора (Aser pseudoplatanus), когда они высушены, быстро вертясь
вокруг своей невидимой оси, планируя в воздушном потоке, зависают и падают.
* * *
Растения, при умелом с ними обращении, способны превращаться в духовые
инструменты, развивая вкус к прекрасному, а также услаждая слух окружающим (правда,
не всегда).
К художественному свисту располагает пикулька. Она выделывается
из свежего боба акации белой (Robina pseudacacia).
Очищенный от горошков-плодов кожух обгрызается с одного края на
0,5 см, куда и необходимо дуть колебаниями воздуха, проходящими через полую
внутренность боба, заставляя пикульку гудеть. Тембр растительного инструмента
пронзительный и гнусавый, вроде дудочки-жалейки.
Подражать птицам, ощущая себя знаменитым орнитологом и охотоведом,
можно, воспользовавшись обычной травинкой семейства злаки, или мятликовые (Gramineae).
Растянутая горизонтально вдоль рта, она звучит волшебным манком-свиристит, щебечет,
подщелкивает.
* * *
Среди злаков на особом счету мятлик луговой (Poa pratensis). Игровой
досуг оформлен под гадание. Используется травинка с соцветием в виде метелки
(хуже подходит щиток, или зонтик).
Перед тем как провести пальцами вдоль стебля сорванного растения,
срезая и собирая лохматость кверху в пучок, затейник предлагает отгадать, что
получится: "Петух или курочка?". От того, как будет выглядеть после
обдирания макушка-равносторонним "ежиком" ("курочка") или
с отчетливо выступающим вихром-гребнем ("петух"), зависит триумф или
поражение.
* * *
Забава предполагает обещание счастья-несчастья, а нередко ведется
на интерес: щелбаны, конфеты, исполнение желаний.
Производят хлопающий резкий звук, одновременно выстреливая в противника,
любым широкоформатным листком с дерева. Сорванный лист укладывается в раскрытый
воронкой кулак. Ладошка другой руки ударяет по основанию воронки, выбивая зеленый
снаряд сжатым воздухом. Тут же затевается соревнование: кто громче, дальше,
прицельнее выхлопнет листок.
Времяпрепровождение веселое, шумное и увлекательное. Единственный,
кто не радуется,-дворник.
* * *
Ежегодные летние субботники проводятся слоняющейся пацанвой не из
привитой страсти к чистоте улиц; борение за здоровье граждан-аллергиков как
цель также отсутствует. Поджигание скопляющегося возле бордюров дорог и аллей,
в колдобинах и рвах, возле кустов и заграждений июньского пуха тополя черного
(Populus nigra) и тополя белого (Populus alba) притягивает магией пожара. Инициатива
всегдашняя, интерес привычный.
Досуг считается рисковым: пушинок-летучек воистину море-пылающие
волны разбегаются мгновенно, захватывая на своем пути мусор и соприкасающиеся
с ним деревья и деревянные строения.
Девчонки в свободное время познают природу соответственно своей
будущей половой роли-за изготовлением, украшением и обиходом куколок.
Модели детей хорошо получаются из растений семейства мальвовых (Malvaceae)
с применением для соединительных крепежей спичек.
* * *
Время цветения-созревания одуванчика лекарственного обыкновенного
(Taraxacum officinale wigg) с его располагающей к контакту золотисто -желтой,
а позже-пуховой корзинкой подсказало познающей природу личности, как можно помочь
и своему дружбану ощутить мир.
Зная по себе возрастную склонность к жору, инициатор интригует товарища:
"Закрой глаза, открой рот". Купившийся получает вовсе невкусное (но
лечебное)-полный рот пуха-тот самый одуванчик. Контакт состоялся, природа попробована,
в самом прямом смысле, на зуб.
* * *
С миром бессловесных тварей ребенок склонен наводить мосты еще быстрее.
Бегающие букашки, шевелящиеся червячки и козявки, улитки, мелкие лягушки-огромный
интерес к ним обусловлен ожиданием собственной силы и власти.
Поймать насекомое, подержать в руках-мотив охотника, человека, обладающего
могуществом, или, по крайней мере, равными способностями с природой к выживанию.
Однако детское мышление все еще остается на языческом уровне. Отсюда
склонность к магическим действиям, продуцированию сказочных заклинаний, ритуалов,
верований и примет.
Ценно, что все эти суеверия переживаются ребенком всерьез, потому
важны и необходимы становящейся психике.
* * *
Если раздавишь насекомое косиножку (отряд сенокосцы, Opiliones)-жди
дождя. Реализация бытования таким способом есть, с одной стороны, инициация
к волевым и жестким качествам личности, с другой-проверка достоверности приметы,
развивающая рациональное мышление.
Косиножка используется и по-другому. В частности, катализатором
письменных сообщений. Для этого производится отчленение лапки насекомого; отброшенная
и продолжающая сокращаться, та свидетельствует, как предполагаемое послание
пишется. Соответственно, "отстрочившая" конечность обещает близкобудущее
письмо.
* * *
В подобном духе мифа испытание проходят жуки-пожарники (отряда Heteroptera),
божьи коровки (семейство Coccinellidae), двухвостки (надкласс Myriapoda) и "малярийные"
комары.
Жуков-пожарников ни в коем случае нельзя давить, потому что они
обладают чутчайшей способностью к телепортации. А именно: как только букашку
казнишь- произойдет пожар. Где заполыхает и по какому "номеру"- неизвестно,
но точно загорится.
Божьих коровок рекомендуется садить на указанный палец и тараторить
следующее заклинание: "Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают
котлетки, всем по одной, а тебе ни одной". Считается, что напоминание о
неблагодарных детях призывает насекомое к полету.
Ощущение себя ответственным за запуск-смысл и цель бытования.
* * *
Двухвостки жалятся хвостом. Согласно дворовому поверью, происходит
это оттого, что хвост у них раздвоенный. Казалось бы, аказуальная причина, тем
не менее имеет влияние, и насекомых боятся. Любопытно еще то, что боязнь не
мешает ребятамразыскивать влаголюбивых гадин и тыкать в них палкой, опытным
путем проверяя, как те "жалятся".
Большие комары, коих в достатке можно наблюдать в безветренных местах,
у детей называются устрашающим термином "малярийный". В самом деле,
есть в поведении двукрылого какая-то тревога: большей частью сидящего где-нибудь
под потолком, в углу над самым изголовьем кровати, или совершающего короткие
перелеты, заторможенные и без характерного зудения.
С обнаружением такой псевдозаразы атмосфера вокруг резко изменяется.
Девчонки поднимают визг, ребята, хорохорясь и вооружившись шваброй,
вступают с ней в сражение. Таким образом проигрываются модели требующей защиты
женщины и ее защитника-отважного мужчины. Переживание мифа объединяет, сдруживает
и, собственно, способствует становлению полонормальных субъектов.
Пресловутый "малярийный" комар же обычно оказывается козявкой
из отряда Скорпионницы (Mecoptera), чаще-видом многочисленного семейства комаров-долгоножек
(Tipulidae).
* * *
Дабы не создать привратно-ангельского подобия двора, приведем примеры
более деструктивные. Домашние тараканы (рыжий-Blattella germanica) несут старый
выхолощенный миф предков, по которому их обилие-к богатству. Современные дети
примету игнорируют, а самих благовестных паразитов используют в играх и, с позволенья
сказать, исследованиях.
Так, тараканов отлавливают для лабораторных экспериментов: сколько
они выдержат без кислорода в закрытой банке, как хорошо плавают и ныряют, умеют
ли летать с 7-го этажа, и тому подобное.
Энтомологами не рождаются, а становятся.
В пионерских лагерях. Наиболее популярными среди начинающих ученых
считаются ручные стрекозы и оводы-трансформеры.
Стрекоз, лучше "американок" (семейство Aeshnidae), приручают
посредством привязывания к ее хвосту нити.
Стрекоза на поводке, при умелом обращении с ней, смотрится как ручная:
летит впереди и рядом, садится на плечо.
Кровопиец овод (слепень бычий-Tabanus bovinus), когда его удается
изловить неповрежденным, модернизируется в тяжеловоз, именуемый "мессершмид
том". В хвост гнуса вводится имплантант из сосновой иголки, после чего
аппарат запускается.
При верном сбалансированном грузе овод барражирует медленно и низко,
совсем как "мессер", заходящий на бомбовую атаку.
Если времяпрепровождение с беспозвоночными далеко не однозначно
является жестоковыйным признаком характера развивающегося ребенка, то вопрос
об опытах и забавах над животными очевидно признать живодерством.
Не считая возможным рассматривать зафиксированные бытования данного
типа, необходимо подчеркнуть: и даже они-не всегда свидетельство вырождения,
но, как правило, симптом будущего психического расстройства.
МИМИКА, ЖЕСТЫ, КРИВЛЯНИЯ
Переполняющие личность чувства и эмоции отражаются, в первую очередь,
на лице.
Кое-чего, во-вторых, значат руки-ноги. Если сокращать лицевые мышцы
намеренно, а движения конечностей упорядочить, то выйдет-соответственно - корчить
рожи и пользоваться жестами.
И то, и другое-обыденная жизнь ребенка: веселит, забавляет, огорчает,
остерегает, поражает, подвигает. Плюс средство сообщения, не менее могучее,
чем слово или письмо. А случается, удобней и надежней.
* * *
Что называется, "от нечего делать" существует немало выражений
и лиц. Исключительно преуспела детская фантазия в подражании братьям нашим меньшим,
то есть-приматам. "Он похож на бандерлогов. Он такой же, только голый.
Он-как мы, только без хвоста"-цитата их мультфильма "Маугли"
точно передает весь комплекс рожиц, показываемых ребенком.
Самая главная, понятно, собственно "обезьяна". Чтобы изобразить
ее, необходимо растянуть уши руками, нижнюю губу сильно выпятить языком и при
этом, подергивая головой в такт движениям, издавать отрывистое гугуканье.
Усиливает воздействие на зрителя сведение глаз к переносице, блаженная
улыбка, а также раскоординированные махи конечностями.
Иногда довольно удачно пародируются животные и менее подходящие
для этого.
"Ехидновидное выражение"-неприятная мимика лица с сопением
и подобострастием. "Рыба-шар"-с надуванием щек и выпучиванием глаз.
"Свинорыло" -расхожая физиономия с акцентацией на нос-пятак.
А также бесчисленные комбинации под репертуар артиста, известного
в народе как Цыпленок Табака, но куда живее и непосредственнее.
* * *
Кривляния и рожепостроения используются целенаправленно. Например,
в провокативном качестве-для того, чтобы рассмешить и поставить товарища, ведущего
серьезную беседу с преподавателем, в неудобное положение.
Обычно адресат смешится незаметно для взрослого; последний, естественно,
злится и негодует: "Что я сказал смешного?", или: "Не отворачивайтесь
когда с вами разговаривает старший".
Ну а как не отворачиваться, когда из-за спины последнего группа
сверстников, соревнуясь друг с другом в творческом перевоплощении, показывает
такое...
* * *
Сомнительную эстетику образины квалифицировать затруднительно, тем
не менее попробуем. Зафиксированы: "разорванный рот" (растягивание
рта с высовыванием языка), "неандерталец" (нахмуренные брови, верхняя
челюсть наружу), "улыбающийся даун", "расшаперивание носа крыльями
наружу", "сморщенное и подрагива ющее от напряжения лицо", "хлопающие
уши", "нарочитый чухан", и другое.
"Какая омерзительная рожа"-еще одна крылатая фраза из
советской киноленты ("Джентльмены удачи") вполне исчерпывающе характеризует
все эти неописуемые корчи.
Сериал страхолюдин продолжает мифическое существо Вий, прекрасно
выведенное в одноименной повести Н. В. Гоголем. Прямой взгляд исподлобья и-точно
по первоисточнику-опущенные силой пальцев обеих рук веки. Выпученные шарики
белков, капилляры на красноватой изнанке. Неприятное зрелище.
Пугают дети друг друга и иными фольклорными страшилищами. В классическом
варианте он представляется привидением и показывается ночью. Накинутая простыня,
к подбородку снизу вверх подставляется включенный фонарик; оскал в луче-традиционная
пионерлагерская пугалка для девчонок.
* * *
Жесты в дворовом сообщении естественны и, видимо, не так безобразны,
как лицевые упражнения.
Помимо повседневно используемых (высовывание языка, показывание
носа, кулака, большого пальца, подмигивания) существует масса знаков, которые,
судя по всему, имеют исключительно российскую этимологию и дух.
Есть и исключительно досуговые, то есть те, что значительны сами
по себе. Это-ряд жестов половозрастного характера, как правило, демонстрирующихся
в среде мальчиков.
Сублимация подростковой гиперсексуальности реализуется-точно по
Фрейду-от психических давлений либидо в соматические реакции. Здесь и жесты,
предлагающие половой акт, и наглядно (на пальцах) имитирующие его. Знаки сексуального
могущества и-наоборот-уничижения соперника.
Также-обязательная фигушка, усугубленная шевелением большого пальца,-по
сути, законченный процесс мастурбации.
Не совсем приличная тема, скажет иной. Но такова реальность.
С другой стороны, "узаконенная" символичность на международном
уровне чем лучше? Тот же американский, с претензией на транснациональность,
жест с выставленным средним пальцем (пресловутый "фак ю"). Какая убогость!
Слава народу, у нас есть чем ответить на него!
Юный патриот нейтрализует закордонную похабщину своей естественностью
(которая, повторимся, не безобразна).
Кисть руки складывается в подобие пистолета (разрешается поднять
большой палец-затвор), оружие театрально направляется на жалкого ретранслятора
чуждой культуры, со словами "Умри, позорка!" производится волевой
выстрел кишечными газами.
* * *
Досуг, оформленный с должным артистизмом, не только оздоравливающе
перекачивает энергетические избытки, но-заряжает уверенностью себя и других,
адаптируя творческое мышление к социуму.
Задает смысл жизни и научает ей.
Согласно дворовым источникам, для более эффективного воздействия
лицедеи репетирую жесты и мимику перед зеркалом.
"МОЛЧАНКА" И "ГЛЯДЕЛКИ"
Из малоподвижных игр ситуативного характера именно эти две значатся
в неформальном времяпрепровождении самыми характерными.
Психологический аспект их заключается в становлении таких черт и
особенностей личности ребенка, как сила воли, самодостаточность, выдержка.
Игровое самоутверждение кажется со стороны иногда глупостью, но
для многих оно-серьезная и принципиальная проверка характера.
Бесконечное "чесание языков" в кровати перед сном (в коллективных
местах отдыха) и пустопорожнюю говорильню ликвидируют находчиво и образно.
Призывает к необходимому порядку сюжетный стишок: "Ехали бояре,
кошку потеряли, кошка сдохла, хвост облез, кто слово скажет, тот ее и съест".
Осмелившийся после такого высказаться вслух подвергается обструкции,
издевательским обидным прозвищам и насмешкам. Оригинальным способом утихомиривать
после отбоя не брезгают пользоваться педагоги.
В качестве отдельной соревновательной игры молчанка начинается по
уговору, протекает под искушение и провокации не участвующих в ней друзей, вызывает
множество неудобств в отношении с обществом и заканчивается всерадостным зачуханиванием
проговорившегося.
Если стишок про кошку спорен по этимологии, то вариант про негра,
зачинающий молчание, наверняка городского происхождения.
Временная немота начинается после странного, часто неожиданного
объявления: "Сейчас лысый череп скажет речь: кто родился в жопе негра-отзовись!"
Какой еще лысый череп? Почему он должен выступать? Зачем так пугает?
Действительно, можно проглотить язык.
* * *
Гляделки. Конкурс "один на один": кто-кого. Причем социальная,
половая, весовая принадлежность и категории значения не имеют.
Суть состязания-смотреть друг другу в глаза, пока кто-нибудь не
моргнет (основные правила) или не отведет в сторону зрачки (дополнительное условие).
Играют на школьных переменах, на тоскливых занятиях, даже в специально
выбранных местах.
Суровое испытание.
Пронзают-гипнотизируют соперника взглядами, смущают корчами рож
и смешными звуками, применяют (если это не оговорено заранее) иные приемы и
способы воздействия на противника.
Например, резко хлопают перед его носом, машут руками (главное-не
сходить с места), а на претензии отвечают: "А что, воздух вокруг тебя куплен?"
Исходят слезой от перенапряжения, доводя себя едва ли не до обморочного
состояния. Следят за поединком посторонние, по причине утомляемости судьи часть
сменяются.
* * *
Демократизм и простота перечисленных игр дали им возможность дожить
до наших дней.
Их психологизм позволяет предположить существование однородовых
"молчанке" и "гляделкам" состязаний.
Однако полевые экспедиции по обнаружению таковых-скажем, "говорилки",
"ослепки", или "сопелки"-положительных результатов не дали.
ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ПРАКТИКИ
"Войнушка"-явление, охватываемое этим названием для мальчишеской
натуры почти что символ.
Пожалуй, нет не одного мужчины, кто так или иначе не соприкасался
в дворовом детстве с "почти настоящим пистолетом", со "сверхсекретной
конструкции" бомбочкой или-просто не носил бы в кармане заветного оловянного
солдатика.
Явление многозначное и беспредельно емкое. Самый устойчивый миф.
Миф, подкрепленный вполне реальными предметами и техникой.
* * *
В летней военной кампании незаменима водяная пушка.
Брызгалка-таково ее дворовое обозначение-представляет собой упругую
емкость с водой и отверстием в пробке. Работает пушка по принципу гидравлики.
Брызгалки подбираются карманные (по типу шприца-из пустого пишущего
стержня с поршнем из женской шпильки) и носимые (большой вместимости-из -под
шампуня, силикатного клея).
Ради прицельности и устрашения в пробку вставляется верхняя часть
авторучки. Другой стратегической хитростью считается заправка брызгалки ледяной
или контрастной горячей водой.
Для сражений в помещениях нарезают резиновую ленту. Небольшие полоски
(0,5 на 2,5 см) являются снарядами. Катапультой служит та же шариковая ручка.
Зацепленный за острие стержня и оттянутый назад, при отпускании резиновый отрезок
летит достаточно быстро, ударяет весьма ощутимо.
Легкость в обращении, функциональная простота вооружения делают
приспособление, пожалуй, самым оптимальным оружием в ближнем (1-7 метров) бою.
Поэтому самые захватывающие поединки и разворачиваются во время школьных уроков.
Естественно, скидок на отсутствие боеприпасов, явную капитуляцию,
вызов к доске не делается.
* * *
Гораздо внушительнее-рогатки, оружие вневременное и интернациональное.
Рогатка-предмет первой необходимости любого уважающего себя пацана.
Можешь быть отличником-активистом, не курить и не материться,-все
зачтется умеющему стрелять.
Рогатки бывают маломощные (расстояние до 50 м) и боевые (более 200
м). Первые-утеха боязливых шкодников-и постыдно гнутся из материнской шпильки
для волос с использованием резинки круглого сечения (из набора для авиамоделирования)
или "лапши".
Модернизация: рогатина выигрышно заменяется пальцами рук. Петли
с обеих сторон резинки: одел, скрытно выстрелил, вновь разобрал-спрятал.
Точно-шкодники.
Пульки к указанному типу-уголочек из проволоки, или свертываются
из бумаги.
Боевые рогатки-уже оружие: способны уничтожить птицу и покалечить
млекопитающее. С рогаткой связана целая культура (с ритуалом, эстетикой, своими
секретами) производства.
Оптимальный материал для рогатки-подходящая развилка сирени, обожженная
на костре. Удачно оснащенная широкой резиной, с "кожанкой" из натурального
материала. Особым шиком считается длинная (до 200 мм) ручка, обтянутая цветной
изолентой.
Заслуги стрелок отмечал на ней мелкими рисками. Для выстрела годился
любой округлый предмет: камень, галька, шарик из подшипника, гайка, разбитый
на куски чугунок...
* * *
Курс молодого бойца для юношей заканчивается переходом к огнеопасным
и взрывчатым веществам.
Шифер в костер. Дымучки из горючей пластмассы, фотопленки и бумаги,
пропитанной селитрой. Из них же-ракеты, карбитные гранаты.
Боек-гвоздь на капсюле, хлопушка из сдвоенных болтов.
Взрывпакеты с серой, наструганной со спичек.
Глицерино-марганцовые смеси, "коктейли Молотова"...
Досуг, сколь необходимый для будущего мужчины, столь и опасный.
ИГРЫ ВО ВЗРОСЛЫЙ МИР
Распространены, являясь одновременно и свободно-ситуативными, и
организованно-ролевыми, игры, имитирующие социальные отношения.
Инициатива в таких бессознательных тренингах по проигрыванию возможных
в будущем ситуаций лежит исключительно на самих детях.
Значение подобных забав в том, что ребенок выражает отношение к
взрослому миру естественно, так же естественно происходит становление личности.
Личностный характер их очевиден, почему контекст этнографический
обязателен.
Кристина, 9 лет, г. Челябинск:
-В 1996 году я придумала игру "магазин". Но не с травой,
камнями и т.д., а у меня были самые настоящие продукты. У меня была касса, чеки,
деньки. Деньги были не из листьев, а из игры "Монополия". А когда
они потерялись, я нарисовала свои-по 100 и 200 рублей.
В обертки от шоколада я ложила картон. В упаковках от фисташек
были кожурки. В бутылки из-под шампанского я наливала воду. Еще были "духи",
"дезики" и т.д.
Мы играли с подружками и с моей лучшей подругой Катей. Торговля
проходила так. Продавцу назывались товары, тот их подсчитывал, брал деньги,
выдавал чек, и купля-продажа происходила. Когда деньги заканчивались, я выдавала
зарплату.
Потом я из продавца становилась покупателем. Тогда мы с девчонками
покупали. А иногда Юля заговаривала продавцу зубы, а я потихонечку вытаскивала
из коробок шоколад, фисташки и прочее. Таким путем (здесь игра приобретала
черты другой-"в тайное похищение имущества". -Авт.) у нас было
больше продуктов, чем покупалось.
Олег, 9 лет, г. Новосибирск:
-Вместе с "Мергеем" С. мы играли в интересную игру
моего изобретения-"Бюрократ и проситель". Так вот, быть бюрократом
была моя очередь. "Мергей" написал прошение, в котором просил уволить
некоего О. Б. (меня же).
Я сказал:
-Подписи нет.
Он сделал подпись.
Я сказал:
-Ручкой надо, а не карандашом.
Он расписался ручкой.
Я сказал:
-Анонимка на вас пришла.
Он кивнул и куда-то убежал. А потом появился с бумажником:
-Сколько?
-Двадцать пять.
Он выложил.
-Мало.
Он выложил пятьдесят. Я довел сумму до 300 рублей. "Мергей"
схватил трубку воображаемого телефона:
-Прокурор?
Я "нажал" на рычаг и сказал:
-Не надо прокурора!-и отдал ему все деньги.
Затем бюрократом стал он. Мы снова играли, но уже не очень интересно.
Оля, 14 лет, г. Челябинск :
-У меня есть брат Сергей. Он старше меня на полтора года. Когда
мы учились в школе, он часто придумывал всякие замечательные игры и развлечения
для нас. Лет в восемь я уже сама в магазин за молоком ходила, он предложил нам
с подружкой Олей Тишиной играть в зоопарк. Мы сначала не соглашались, но он
сказал, что это очень интересно и даже познавательно -побывать в шкуре зверей,
притом обещал вкусный корм, и мы согласились.
Началось все действительно весело. Кого изображала подружка,
я не помню, а я была назначена обезьяной Маймуной. Маймуна-это по-иностранному,
мы тогда пытались выучить болгарский язык, и поэтому вовсю пользовались полученными
знаниями. Я находилась в клетке-в письменном столе, где меня сажали на полочку
для ног внизу и закрывали перевернутыми табуретами. Табличка на кухонной доске
с рисунком обезьяны с очищенным бананом в руках оповещала, что здесь содержится
зверь под таким-то именем.
Сам Сергей был, наверное, хозяином зоопарка, потому что он пинал
нас и говорил, что это необходимо для выработки условного рефлекса. Вроде как
дрессировка, если потом захочется играть в цирк. Играли мы долго, полдня или
больше, пока родители с работы не пришли. Тогда брат изготовил из бумажной ленты
билетики и стал их продавать папе за сладости. Мама тоже увидела зоопарк за
три больших яблока. Я голосом делала так отрывисто: "у-у-у", корчила
рожи, выпячивая нижнюю губу, и выманивала подачки. Посетители хоть и пытались
накормить нас в обход брата, не могли ничего поделать.
Сергей орал, что это строго запрещено установленными правилами,
и только он один знает, как следует питаться обезьянам. Полученное же съедал
сам, бросая в нас фантики. Мы начинали возмущаться, а он говорил, что наша судьба
такая, и нарочно чавкал прямо перед клеткой. Когда ему это надоело, он заявил,
что зоопарк разорился из-за того, что звери какие-то дурацкие. Сказал, что нет
денег, чтобы кормить животных, и поэтому они должны подыхать с голоду. При этом
стал почему-то тыкать в нас веником и зачем-то плеваться. А когда я заплакала
и позвала на помощь, совсем обиделся, обозвал меня обжорой, ябедой и обещал
со мной больше никогда не играть.
* * *
Культура-экономика-политика, деньги-власть-искусство.
Вечные триады социализированных отношений пронизывают и детство,
свободное времяпрепровождение и досуг, лишь ярче и рельефнее отражают их.
А это ли не креативные признаки, не показатели для обнаружения,
анализа и прогнозирования будущего общества?
Наблюдать, изучать детские бытования поэтому-не только психологический
вопрос индивидуального развития, но и перспектива более высокого уровня.
[Наверх]
[Обсудить в форуме]
[Главная страница]
|