koi8-r  win-1251  cp866  iso8859-5  x-mac-cyr  translit

Перейти к

Главной странице
Содержанию номера
Предыдущей статье
Следующей статье

Свободная трибуна
Примите участие в нашем форуме!
Разделы:
 -  Политика
 -  Экономика
 -  Общество
 -  Культура
Архив номеров
Информация
О журнале
О центре "Стратегия-2000"
Поиск по сайту
Выпуск № 8, декабрь 2000
Василий БОЧКОВ. Такая тихая осень

КОММЕНТАРИЙ К РЕЙТИНГУ

Василий
БОЧКОВ

Такая
тихая осень

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ КУЛЬТУРНОЙ
ЖИЗНИ В ЧЕЛЯБИНСКЕ СВЯЗАНЫ
С ГАСТРОЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ
ИЛИ УСИЛИЯМИ
ПРОДВИНУТЫХ ОДИНОЧЕК

(КОММЕНТАРИЙ К РЕЙТИНГУ)

Мы не перестаем ворчать на нашу культурную жизнь. Между тем, если взглянуть на список, она у нас имеется, и кое-что существенное можно отловить даже и в Челябинске. И даже не через Интернет, но очно.

Хотя список этот устраивает, пока не начинаешь сравнивать свои возможности с возможностями других городов. Уже и не говорю про Москву и Питер, с ними все и так понятно. Но достаточно бросить беглый взгляд на события культурной жизни в Екатеринбурге, и становится понятным: мы далеко не первые. Мы-далеко не. Далеко-о-о-о-о...

Вполне понятно, что самые интересные и свежие впечатления, полученные страждущими сильных эмоций, связаны именно что с привозными спектаклями.

Челябинское искусство, конечно, обладает всеми возможностями для приятного проведения досуга, однако у соседей и столиц, регулярно представляющих нам свои раскрученные проекты, возможностей, как всегда, много больше.

Челябинский культурный контекст способен, конечно, порождать явления нерядовые и даже выдающиеся. Но тогда следует говорить о прорывах одиночек. Как, например, в случае с кукольным театром "Белый козел" Виктора Плотникова или в ситуации с творческой эволюцией художника Александра Данилова .

Кстати, художественная жизнь второго полугодия была особенно скудной на события-ни одна из выставок в картинной галерее или выставочном зале не набрала среди экспертов "г" должного количества баллов для попадания в окончательный список.

Зато, как всегда, в изобилии представлены всякие разнообразные театрально -зрелищные увеселения. Из того, что не попало в наш топ, отметим также моноспектакль Марины Аничковой "Я жду тебя, любимый"; уральский фестиваль кукол и победитель этого фестика-спектакль "История болезни" областного Театра кукол (о нем более подробно в этом же номере "г"-см. статью С. Леготина ); первые работы экспериментального театра "Бабы" и камерная постановка М. Филимонова "Пляска жизни... Пляска смерти...", нарушившая чеховскую монополию на малой сцене Академической драмы.

Самое трагическое событие за "отчетный период"-смерть народного артиста России Владимира Ивановича Милосердова , не только прекрасного актера, но и, как теперь становится очевидным, незаменимого общественного деятеля. Милосердов столько лет руководил местным отделением СТД, что реальной альтернативы ему не нашли до сих пор. Впрочем, выборы нового главы СТД такую альтернативу найти просто обязаны.

Самая некрасивая история в культурном сообществе города на этот раз тоже связана с театром. Уход Александра Мордасова из организованного им (пусть и в компании с единомышленниками) Нового Художественного Театра наглядно показывает внутреннюю неблагополучную ситуацию в местном театральном искусстве. Человек пробивает горбом своим новую сценическую площадку, дабы потом, через какое-то время, остаться совершенно не у дел.

Анализ десятки говорит вот еще о чем: основные творческие свершения выходят у людей, связанных с официальными структурами, лишь опосредованно. Прорывы, как правило, выпадают на долю энергичных одиночек. Все это говорит о том, что в городе по-прежнему нет отлаженной, нормально функционирующей системы культурной жизни.

Отдельные события есть, а жизни-насыщенной и интересной-так и не наблюдается.

За сим и закончим сетовать и перейдем к действительно лучшим.

1. ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

Оперативный показ фильма-лауреата последнего каннского фестиваля-прорыв не только в области кинопроката (к хорошему привыкаешь быстро, и мы как должное воспринимаем наличие у нас в городе репертуарных новинок мирового кинематографа), но и качества художественного мышления, осмысления современной действительности.

"Танцующая в темноте"-тот редкий случай, когда в Челябинск привозят выдающееся во всех смыслах произведение современного искусства. Бестселлер арт-хауза, авторского сложного кино, снятого в рамках модной ныне доктрины "Догма", которую датский режиссер фон Триер не только придумал, но и раскрутил, сделав одним из самых модных течений современного искусства, хоть как-то противостоящих засилью массовой культуры (в первую очередь, разумеется, Голливуда).

Ничего особенно нового фон Триер не придумал. Съемки, сделанные под документ, дрожащей в руках кинокамерой, были главной стилистической придумкой французской "Новой волны" еще в конце 60-х. Пристальный интерес к смыслу жизни, этическим вопросам был свойственен европейскому арт-хаусу 70-х (достаточно вспомнить намеренно искусственные, притчеобразные построения Тарковского или прямого предшественника Триера-поляка Кьеслевского ).

Заслуга фон Триера-в новом приближении к "серьезу" последних вопросов, когда, ничтоже сумняшеся, человек (будто бы до него ничего такого не было) ставит трагедию, возвращая искусству изначальный сакральный смысл. На фоне нынешних голливудов жест этот выглядит свежим и остроумным. Отдельного упоминания заслуживает исландский зверек-певица Бьорк, переигравшая в фильме всех профессиональных актеров.

2. ХОЛОДНОЕ КОПЧЕНИЕ

"Борис Годунов" в постановке англичанина Макмиллана -один из самых громких проектов последнего времени-качественная во всех отношениях антреприза. Лучшие российские актеры, высокая постановочная культура: особо отметим световую партитуру спектакля, которая, высвечивая смысловые центры постановки, становится самостоятельным и едва ли не главным персонажем.

Другое дело, что грамотная и изощренная режиссура не говорит ни уму ни сердцу. Понятно, что власть в России-наверху и в белом пиджаке, все остальные (мы)-внизу и понятно в чем. Макмиллан поставил трагедию русской жизни как конфликт двух стихий-огня (верховная власть) и воды (самозванец). Остальное -от лукавого среднестатистического уровня европейской режиссуры, которую мы уже хорошо знаем по работам Питера Штайна.

"Борис Годунов" как нельзя лучше доказывает необходимость стационарного, репертуарного театра. Антреприза, сколько качественной она ни была, не дает "эмоционального выхлопа", за которым мы, собственно говоря, и ходим в театр. Спектакль пытался взять публику профессионализмом. Но что нам Гекуба?! Нам катарсис подавай, клубок соплей и слез, то самое горение, на которое актеры способны только лишь в рамках теплого дома, коим по определению и является репертуарный театр.

3. ПОЕМ И ПЛЯШЕМ

"Моя прекрасная леди" в постановке Наума Орлова-кажется, самый мощный и яркий спектакль на челябинской сцене, тот предел постановочной роскоши и актерско-режиссерской изобретательности, на которую способен челябинский театр.

Главное действующее лицо здесь-не драматические актеры, которые поют и танцуют как бродвейские звезды (уровень осмысления постановки в критике отчего-то свелся к праздному и риторическому вопросу-хорошо ли поют драматические артисты), но-массовка, символизирующая глубины языка. Спектакль -то как раз про то, что хорошо нужно знать родной язык и уметь выражать на нем свои мысли. Поэтому активная массовка (нечто похожее Орлов уже делал в "Чуме на оба ваши дома") приходится как нельзя кстати. Молодежь на сцене выглядит мощным сгустком позитивной энергии, подпитывающей зрителей. Плюс неожиданные, джазовые практически аранжировки Анатолия Кривошея , придавшие знакомым мелодиям прелесть новизны. Плюс интересная работа хореографа Виктора Панферова , на ура справляющегося с массовкой.

4. ЛАВКА СТАРЬЕВЩИКА

Открытие на проспекте Ленина антикварного магазина-явление знаковое, важное. Большой город должен иметь не только свой симфонический оркестр, литературный журнал и хоккейную команду, но и всякие милые субкультурные радости. Именно это наличие разных приятных мелочей (отметим достаточно либеральный уровень цен и наличие вменяемого специалиста-оценщика) делает населенный пункт мегаполисом-центром современной жизни, обладающим собственной логикой развития.

Главный хит только что открытого магазина-коллекция авторских литографий Сальвадора Дали (одну из них можно увидеть прямо в зале). Самый дорогой экспонат-эмалевая шкатулка за 11 тысяч долларов. Основной костяк товаров-аккуратные мелочи из той самой России, которую мы потеряли. Антиквары пытаются помочь нам ее вернуть.

Играет граммофон, посверкивает тусклое золото любопытных диковин, гордо гнет спины мебель из ореха и дуба. Есть куда повести любопытных родственни ков и приезжих коммерсантов в поисках подарков, например, к Рождеству.

5. ЗНАКИ ВНИМАНИЯ

Мы уже достаточно подробно высказали отношение к архитектурным новинках (см. статью "Дареный конь" в прошлом номере "г") нашего города. Ничего особенного добавить к этому не можем.

Скажем только, что структурирование городских пространств, каким бы оно не было, знак скорее хороший, нежели плохой. Кое о какой стабильности говорит, наличии творческих возможностей и сил.

Будем надеяться, что этими новоделами дело не ограничится, и скульпторы наши обратят более пристальное внимание на городские окраины. Только не так, как в случае с памятником Георгию Жженову (дай боже, что нам не гоже). Спальные пространства точно так же нуждаются в адекватном и правильном, творчески продуманном решении.

6. ДЕТСКАЯ РАДОСТЬ

Главный режиссер московского Академического молодежного театра Бородин-фигура в театральном истеблишменте далеко не последняя. Тем отраднее попытка перенести на челябинскую сцену спектакль, который Бородин уже однажды ставил в Исландии вместе с исландскими артистами.

Художественное руководство ТЮЗа последовательно осуществляет достойную и правильно избранную стратегию-превратить свои подмостки в театральную иллюстрацию к школьной программе, превратив таким образом свой театр в форпост по привитию школьникам любви к высокому стилю.

Надеемся, что у театра хватит возможностей и сил осуществить задуманное в приятных глазу, остроумных формах-дабы не отвратить молодежь от классики и театрального искусства, но, напротив, заронив зерно позитивного отношения.

7. НЕ БУДИТЕ МАДАМ

Совместная постановка екатеринбуржцев и Карин Сапорта (одного из мировых лидеров в области современного танца-ей, между прочим, сам Майкл Найман музыку для спектакля пишет)-хорошо продуманный коммерческий проект.

Тот же самый случай, что и с "Танцующей в темноте"-качественное западное искусство, исподволь влияющее на местных деятелей искусств. И, таким образом, надеемся: способствующее выработке критериев-если не в современном танце (темный же лес!), то в постановочной культуре, грамотном маркетинге, достойном уровне решения формальных задач.

Спектакль этот вышел не про сказочную принцессу, но про сам балет (благо, главный персонаж и постановка называются одинаково)-о том, как выживает в современных условиях доброе классическое искусство. Не выживает даже, и не приспосабливается, но-видоизменяется, взаимодействуя с массовой культурой, политикой и модой.

Именно поэтому бессмертную музыку Чайковского перебивают компьютерно -электронные вставки и космические шумы. К финалу имперский балет превращается в современный танцпол. И всем хорошо, все счастливы-Сапорта настолько четко разжевала мессидж своей постановки, что посыл этот поняли, кажется, все.

8. СКАЗ ОБ УРАЛЕ

Случай Анатолия Кривошея -из той же самой серии, что и мессидж балета "Спящая красавица": навороченный, изощренный в своих композиционных поисках профессионал неожиданно выходит на публику с полнометражным концертом, состоящим из хоровых циклов. Дети, народники и примкнувший к ним композитор, один из лидеров современной уральской композиторской школы.

Ну, "неожиданно"-это мы загнули: Кривошея давно знают как композитора -песенника. Просто для его глубокого и оригинального симфонического дара жанр этот не из самых главных. Зато-да, из наиболее востребованных.

Особенно когда это касается жанра "юбилейного концерта", который композитор Кривошей подготовил к собственному дню рождения. Беспроигрышная для нынешних широт стратегия. Однако хотелось бы послушать и более серьезную, фундаментальную музыку (у Кривошея есть и симфонические поэмы и балеты, и масса камерных опусов). Тем более что поводов и шансов прикоснуться к творчеству композиторов-современников с каждым годом у нас все меньше и меньше.

9. СКРЫТАЯ КАМЕРА

В. Богдановский уже давно смущает местные умы идеей создания фотомузея -придумка весьма актуальная и зело современная: во всем мире уже давно коллекционируют и выставляют старые (и не только) фотографии.

Вероятно, в рамках подготовки будущей экспозиции "Каменный пояс" представил на выставке в фойе Академической драмы выставку отреставрированных ("отцифрованных") фотографий начала века. Которым чудеса техники вернули не только первоначальное качество, но еще и то, чем эти скоромные достаточно снимки никогда не обладали,-ауру первозданности.

Это не Россия, которую мы потеряли, это тот идеальный мир, который в виде схем и ускользающих образов живет в каждом уважающем свое умозрительное прошлое человеке.

Очень стильный, качественный проект, находящийся вполне в русле постмодернистских исканий актуального искусства.

10. КНИЖКИ БЕЗ КАРТИНОК

В Челябинске, кажется, снова существует серьезная литература! Не только, значит, биографические и кулинарные книги издаются, но изысканные стихи и еще более изысканная проза. Фонд "Галерея" выпустил несколько первокласс ных, без каких бы то ни было скидок на провинциальность, сборников.

Дело в том, что чаще всего издаваемые местными издательствами книжки, как к ним ни относись, не тянут больше чем на "домашние радости". Первый признак настоящей литературы-интерес не этнографический ("оба-на, в этой дыре тоже рифмовать умеют!"), но чисто читательский. Когда берешь книгу не по необходимости (сосед по лестничной клетке написал), а по зову, извините, сердца. Можно сказать: писатель состоялся тогда, когда он бескорыстно интересен совсем уже незнакомому, далекому от себя человеку.

Некоторое время назад челябинский фонд "Галерея" занимался изданием вот таких бескорыстно никому, кроме авторов, не нужных книг. То была серия "Первая книга": школьники и графоманы, подпольные гении и неуспевающие студенты. Прошла ее пора.

Ныне "Галерея" занимается изданием первосортных писателей, утверждающих на Урале столь необходимый для воспитания культуры внутренней жизни (она у нас, к сожалению, отсутствует или подменена питием) литературный модернизм.

Стихи Евгения Туренко в сборнике "Вода и вода" стремятся выглядеть повествовательными, будто бы ироничными. Но внутри них-безнадега и безрадост ность вещного (а не вечного), полого мира.

Однако главное нынешнее достижение "Галереи"-толстенная книжица прозы Юлии Кокошко "Приближение к ненаписанному". Впрочем, в случае Кокошко границы между видами литературы и ее жанрами стерты до полного неразличе ния. Читатели журнала "Уральская новь" хорошо знают ее странные, в лучшем смысле замороченные произведения. Ни слова в простоте, балет каждой фразы складывается в мощный биологический поток. Нечто похожее (но агрессивно и со знаком "минус") делает Петрушевская . А Кокошко-порхает и блажит, глаголет голосом ребенка или бормочет нечто ажурно-несвязное. Впрочем, говорить, что тексты Кокошко на кого-нибудь похожи-дело неблагодарное. Разумеется, тут можно помянуть и необарокко Саши Соколова , и житейские узоры Марины Вишневецкой , однако в том-то и ценность опыта Кокошко-она доводит плетение словесных кружев до какого-то непроходимого почти состояния. Ее не читаешь, но продираешься сквозь паутину причин и следствий.

Может быть, поэтому и выглядит закономерным попадание челябинского фонда "Галерея" в список маленькой, но престижной литературной премии "Малый Букер". Существующая автономно от Букера "Большого" (которого дают за лучший роман года) на деньги сына Грэма Грина, она каждый год меняет свою номинацию. В этом-ее присуждают самому интересному литературному проекту. Поэтому, помимо книжного магазина ОГИ и интернетовских сайтов, в нее попали два провинциальных фонда, уже давно работающих в связке,-"Юрятин" (Пермь) и "Галерея" (Челябинск).

[Наверх]     [Обсудить в форуме]     [Главная страница]
 


Хостинг предоставлен
Южно-Уральский государственный университет

Copyright © 2000 ЦГИ "Стратегия-2000",
Все права защищены.