Художественные итоги ХХ века. Георг БАЗЕЛИЦ
НА НАШИХ ВКЛАДКАХ
Художественные итоги ХХ века
Георг БАЗЕЛИЦ/Georg BASELITZ (Германия)
"Плотина". 1974. Холст. Москва. 200х130.
Собрание Хартмуты и Сильвии Акермайер (Берлин)
Розовая, как восход, стена плотины загорожена синими скелетами стекающих
вниз деревьев. Синие стволы висящих в пустоте густых голубых и черных пятен
и подтеков похожи на морозную изморозь, бензиновые разводы или стихийно образовавшиеся
кляксы. Аллея ультрамариновых деревьев разрезает холст на две равные части:
красочный массив смещен сверху вниз (справа налево) - от серого к темно-синему
и, крест накрест, слева направо - от черного к бледно-розовому.
Фишка
Главное художественное открытие Базелица, ставшее основой узнаваемой,
"фирменной" манеры,- в переворачивании картин вниз головой. Сначала
картина пишется традиционным способом (более всего Базелиц предпочитает портреты
и натюрморты, написанные в условной манере), затем переворачивается вверх тормашками.
Стиль
В отличие от многих других современных художников, работающих в
абстрактной манере, Базелиц предпочитает фигуративное искусство - на
его полотнах и гравюрах (даже и повешенных нетрадици онным способом) расположены
достаточно узнаваемые сюжеты - люди, птицы, цветы, деревья. Другое дело, что
написаны они как бы приблизительно - художник изображает скорее не сам предмет,
но понятие о предмете, его карту-схему или иероглиф, не до конца еще
эмансипировавшийся в автономный знак. Куда важнее для Базелица атмосфера тревоги
и напряжения, передаваемая хаосом пятен и линий, цветового решения изображения.
И в этом - он прямой наследник традиции экспрессионизма (не путать с
импрессионизмом), который наиболее пышным цветом цвел в Германии. Цвет
важнее сюжета, цвет, создаваемые им эффекты, здесь и есть драматическая, драматурги
ческая основа картины.
Биография
Настоящее имя - Ганс-Георг Керн. Родился в 1938 году. Живописец,
скульптор, график, гравер. Связан с возрождением живописи как таковой (которая
в актуальном искусстве уже давно не в чести). Входит в десятку наиболее коммерчески
успешных художников мира (от 160 тысяч до 1,6 млн немецких марок за работу).
Хозяин одной из лучших в мире коллекций гравюр итальянских маньеристов.
Замысел
Экспрессионизм, из которого во многом вышел Георг Базелиц, в свою
очередь, немыслим без предшествую щего ему фовизма. Если отмотать пленку
развития искусства еще дальше, мы поймем, что Базелиц - прямой наследник Ван
Гога, пожалуй, первого художника, который сознательно перенес акценты с изображаемого
на манеру изображения. Точнее - на, казалось бы, совершенно второстепенную деталь
- технику изображения. Знаменитый мазок Ван Гога важен для любителей
искусства не менее пейзажей или персонажей, этими мазками изображенных.
Базелиц переворачивает свои работы для того, чтобы зритель не обращал
внимания на предмет изображения, но - на всю картину сразу, не разделяя все,
на ней исполненное, на составные части.
Базелиц о своем искусстве
"Существо картины важнее изображенного на ней - это могли быть
пейзажи, орлы, головки тюльпанов, или, что наиболее характерно, многочисленные
человеческие изображения. И каждый раз, в каждом произведении это нужно было
заново утверждать, для чего вновь и вновь каждый мотив обесценивался мной, для
того чтобы избежать "произвола" беспредметной живописью".
"И я сказал себе: раньше ты занимался темами, а не картинами.
И не занимался собственно самой живописью. Тогда я начал писать картины без
содержания, без выразительности, без истории. Это неожиданно дало мне большую
свободу. Я мог писать то, чего раньше не смел: натюрморты, портреты, обнаженное
женское тело, пейзаж - все".
Логика
В отличие от многих других, Базелиц борется с живописью не слишком
уж радикально, до конца не отвергая этот традиционный вид изобразительного искусства.
Базелиц борется с живописью средствами самой живописи. И для этого пытается
обойтись малой кровью - отказом от тематичности, в пользу чистого изображения.
Ибо перевернутые люди и деревья оказываются самодостаточными в художественном
отношении. Хитросплетениями линий и пятен красивы сами по себе.
Базелиц не может отказаться от фигуративности, но, в то же
время, он понимает, что писать так, как раньше (после абстракционизма и прочих
этико-эстетических исканий ХХ века), уже более нельзя. Его фигуративность поэтому
и есть синтез реализма и последующих за ним отрицающих его направлений. Фигуративность
Базелица несет на себе неизгладимый отпечаток прошлого опыта, раз и навсегда
отменившего традиционную шкалу художественных ценностей.
Социальный подтекст
Первые перевернутые свои картины художник создал в 1969 году (первый
опыт такого рода назывался "Охотник" и был приурочен к Базельской
арт-ярмарке) - через год после леворадикальных волнений, потрясших всю Европу.
В нестандартной развеске картин содержался вызов традиционному мышлению артистического
истеблишмента. По иронии судьбы, теперь Базелиц - один из самых модных художников
мира, его продукция (поставленная на широкий поток) - выгодное и надежное вложение
средств. Не случайно одна из самых больших коллекций его работ принадлежит "Дойче
Банку", который экспонирует картины и гравюры из собрания корпоративной
коллекции на всех этажах своего знаменитого небоскреба. Потому что современное
искусство не только стильно и актуально, но и экологично.
[Наверх]
[Обсудить в форуме]
[Главная страница]
|